UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАСАНИЕ ВЫСОКОЙ МОДЫ

«Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панта...

Автор: Олег Смаль

«Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду...»

Н.Гоголь «Мертвые души»

Для этой прихотливой госпожи все семнадцать томов Украинской советской энциклопедии смогли выкроить всего несколько строк, скромно расположившихся между балакиревской «могучей кучкой» и «модальностью»: Мода (франц. mode, от лат. modus — мера, способ, вид) — 1) недлительное господство в обществе некоторых вкусов (преимущественно во внешних формах быта, особенно в одежде), обусловленное изменением бытовых и эстетических потребностей; 2) в широком смысле — нестойкая, преходящая популярность.

Маловато информации для понимания этого двигателя прогресса, превращающего людей в подобие белки, до изнеможения вершащей свой внутриколесный марафон.

Сколько совсем нетеатральных комедий и трагедий шекспировского масштаба разыгрывается не на театральных подмостках, а в повседневной жизни вне, казалось бы, абсолютных мелочей вроде высоты каблуков, формы бюстгальтера или цвета галстука. Вибрируют полы наших домов, поскольку на всю мощь в подвалах работают мастерские по пошиву итальянской обуви и американских джинсов, падают перегруженные ширпотребом самолеты, разбрасывая по земле рваные остатки контейнеров с фальсифицированной продукцией знаменитых кутюрье.

Не знаю, как вы, а я никак не могу избавиться от чувства существования в суррогатном мире, где — только подделки, и все, что предлагают нам яркие витрины, лишь мишура из папье-маше, о которой и не подозревают знаменитые создатели, в постоянном мерцании фотовспышек и в окружении длинноногих красавиц формирующие вкусы человечества.

Именно потому у меня возникло желание поближе взглянуть на продукты труда людей, без сомнения, знаменитых, и, что особенно важно, с гарантией аутентичности.

Более подходящего места для ретроспективной выставки итальянской моды, нежели Музей искусств имени Б. и В.Ханенко, наверное, в Украине не найти. Шестьдесят вечерних нарядов, созданных знаменитыми модельерами в 50—90-х годах прошлого столетия, которые когда-то были собственностью людей, если и не аристократичных, то, без сомнения, богатых, известных и влиятельных, требуют достойных интерьеров. Даже людям, абсолютно далеким от мира элитной моды, по всей вероятности, известны имена Валентино, Версаче, Армани. Наверное, нет искусства, в котором не было бы знаменитых итальянцев, заставляющих склонять голову перед человеческим гением. Понятно, что высокая мода не является исключением. Колыбель европейского ренессанса относилась к этому искусству очень серьезно, были созданы первые пособия с советами для портных и потребителей одежды, налажено производство знаменитых венецианских шелковых тканей и бархата. Сейчас трудно поверить, что весь ассортимент роскошного, утонченного облачения в то время производился без помощи запатентованной иголки швейной машинки Зингера. Киевская экспозиция дала возможность увидеть эту сохраненную веками традицию и умение работать без помощи хитрых технологий, т.е. вручную. Некоторые из платьев впечатляют именно количеством усилий, приложенных к их созданию. Хоть и создается иногда впечатление, что это экспонаты какой-то буффонады, связанной не с жизнью конкретных людей, а с театральным действом. Но признаки исключительно утилитарного использования можно заметить на многих объектах — они потерты подмышками, с пятнами, явно оставленными от деликатесов светского ужина. Это не претензия к организаторам — просто большинство платьев не рассчитаны на то, что их можно стирать или сдавать в химчистку — это означало бы гибель работы кутюрье. Жаль, что наряду со стандартными серыми манекенами, одетыми в эту, временами поражающую роскошь, не размещены фотографии прежних владельцев, это придало бы выставке жизни, ведь кожаное изделие было выкроено для конкретного живого человека и явно учитывало вкусы, возможно, и полное отсутствие таковых. Какие бы разные впечатления ни оставались у посетителей музея — диапазон от почти религиозного экстаза до полного неприятия, — надо признать: Итальянский культурный центр в Украине и общество Данте Алигьери дали возможность вблизи увидеть и почти прикоснуться к творчеству людей талантливых, объединяющих в себе вещи почти не совместимые — зависимость от прихотей сильных мира сего и безграничную фантазию и творческую свободу.