UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАРТИНЫ, КРЕЩЕННЫЕ ДВАЖДЫ ОГНЕМ

Наконец-то и столица Украины может похвалиться частыми и довольно интересными презентациями и открытиями всевозможных выставок...

Автор: Елена Матушек

Наконец-то и столица Украины может похвалиться частыми и довольно интересными презентациями и открытиями всевозможных выставок. Но, согласитесь, среди самых-самых престижных залов музей Тараса Шевченко все-таки имеет особый статус - незримое присутствие Великого Кобзаря и не менее Великого Живописца обязывает ко многому. Потому и для Валентины Черноморченко, чья персональная выставка открылась здесь впервые, это событие имеет поистине судьбоносное значение. Хотя бы потому, что Валентина из тех творцов Красоты, для которых творить - синоним дышать. А все остальное - как сложится. Может быть, поэтому она и не спешила выставляться «любой ценой» - лишь бы быть замеченной, лишь бы попасть «в обойму». Хотя цену за свои картины заплатила немалую. Причем дважды. В силу необъяснимых, как принято говорить, стечений обстоятельств, ее мастерская загорелась. Судьба многих картин была предрешена. Но Валентина не сломилась. Усилием воли, старанием, колоссальным трудом смогла вернуть пострадавшим работам «божеский вид». Правда, следы разбушевавшейся стихии навсегда оставили на выставленных рамках свои несмываемые автографы. Но рок был неумолим. И вот уже в мастерской друзей, куда перенесла остатки «творческих пожитков» и часть работ, тоже - стечение обстоятельств - вспыхнул пожар. И тогда, преодолевая отчаяние, написала ряд новых работ и поняла - пора. Пора выйти в люди. Пора зазвучать. Предложение выставиться именно в этом зале - как итог, как результат преодоления, как вера в будущее.

К ее работам очень подходит выражение из духовных книг: «Звук и цвет - наша лучшая трапеза». Ее картины - часто глубоко ассоциативные - буквально озвучивают красками глубокую палитру внутреннего мира художницы, ее образное восприятие Вселенной. И хотя начинается экспозиция с легких, удивительно выразительных акварелей, постепенно гамма восприятия и отображения усложняется. И вот уже свои графические и цветовые акценты имеют ее «Две веры», «Добро и зло», «Печаль», «Бессмертие». Глубоко трогают душу «Реквием. Голодомор 33-го», «Ночной город». Своеобразием фольклора дышат картины «Волна», «Цветок души», «Красная калина», «Покаяние». Художница постоянно ищет ответа в линиях и цветовых отзвуках о жизни дня сегодняшнего («Наша современность, «Крик души», «Время»). Отдельной, возносящей минорностью устремляет душу к Высокому триптих «Аве Мария». После пожара, как признается, вдруг открылось отчаянное желание постичь время и пространство через утверждение, своеобразие гармонии человека и природы, даже что-то языческое ожило вдруг в душе. И вот уже зовет наше воображение в дали вечного пересечения Света и Тьмы ее картина «Пространство» - с пульсирующим всепобеждающим огнем внутреннего очищения. Радость жизни оживает в триптихе «Троица», «Властитель», «Иван Купала». Свои краски, свой образ находятся в сердце творящем и для «Капельки надежды», и для «Взгляда в себя», и для «Пути к Истине». Это - вечная исповедь творца на темы: что теряем, что находим и куда движется, гонимый обстоятельствами, вечный странник - человеческий Дух.

...Впрочем, безнадежное это дело - пересказывать словами картины. Тем более такого оригинального цветовидения, как у Валентины Черноморченко, для которой искусствоведы имеют одно короткое определение - «явление». Их просто надо ощущать. С ними нужно побыть, чтобы они доверительно заговорили с тобой. И так о многом - в тебе самом - поведали.

А если коротко о самой художнице - то она все еще удивительно молода - хотя имеет двоих взрослых дочерей. На все трудности жизни и быта отвечает неиссякаемым юмором - о чем свидетельствуют и чудесные самоиронические автобиографические шаржи. И главное - верит в Добро, Красоту и Любовь. Несмотря ни на какие стихийные или эмоциональные разновидности катастроф. И главное - готова своей творческой биографией дополнить классика, что не только рукописи не горят, но даже и картины. Если они - настоящие. И цена за них - собственная жизнь.