Прекрасная опера Жоржа Бизе «Кармен» неоднократно ставилась на сцене Львовского оперного театра в течение его столетней истории. Совсем недавно, в конце нынешнего театрального сезона, ее премьера состоялась вновь. И с большим успехом. Зрители по достоинству оценили прежде всего новую режиссерскую работу итальянского постановщика Стефано Патарино, мастерство ведущих оперных певцов театра, вдохновенное исполнение прекрасной музыки великого французского композитора симфоническим оркестром Львовской оперы, а также обновленные декорации (как всегда, великолепнейшего уровня) Т.Рындзака, костюмы и прочие атрибуты большого оперного полотна. Создавал все ансамбль творческих людей, увлеченных одной идеей. И зритель сразу это почувствовал.
В опере, поставленной по новелле П.Мериме (либретто А.Мельяка и Л.Галеви), — четыре действия. В спектакле занята большая часть труппы — солисты, балет, хор, миманс. Яркое произведение требует яркого исполнения, иначе первооснова рушится, замысел авторов остается невоплощенным. К счастью, в освеженной постановке на львовской сцене опера зазвучала и заискрилась всеми своими красками. «Пришелся ко двору» и новый для Львова итальянский режиссер Патарино. С первых же репетиций он нашел общий язык с исполнителями, предложив им быть не просто послушными его воле и идеям, но, имея великолепный сюжетный материал, самим «лепить» образы. Поначалу было сложно, ведь чаще артисты привыкли лишь выполнять команды: выйдите с правой кулисы, зайдите в левую, наклонитесь, прислонитесь и т.д. Хотя что сетовать на актеров, за последние несколько лет (а все началось с итальянского режиссера Вишилии, поставившего на львовской сцене «Набукко», «Моисея», «Аиду») они научились действительно вживаться в образ, свободно передвигаться по сцене, играть, как драматические актеры… Раньше этого практически не было. Патарино пошел дальше, предложив актерам еще большую возможность перевоплощения в образ, внутреннее прочтение которого диктовало бы им действие на сцене. И герои выглядели настолько убедительными, что публика с большим энтузиазмом восприняла все происходившее в спектакле. Правда, особо требовательным зрителям хотелось бы больше насладиться южными эмоциями, испанским колоритом, особенно это касается исполнителей зрелого возраста. Антураж, декорации, костюмы действительно были великолепны, не говоря уже о музыке Бизе. Оживил и «темперировал» действие молодой балет Львовской оперы, который вдохновенно исполнял испанские танцы.
О своей работе режиссер-постановщик Стефано Патарино отозвался так: «Ставя «Кармен» на львовской сцене, я хотел достичь правдивости, радости, вихря движения в том, что происходило на сцене, и в какой-то мере веселья — то есть всего того, что мечтал увидеть в своей опере композитор. В понимании характера главной героини, ее отношений с Хосе и Эскамильо я исходил из слов самой Кармен: «Любовь — это дитя цыган, которые никогда не знали законов». Сложные отношения мы старались преподнести образно, понятно, и будем счастливы, если зрители вновь захотят увидеться с нашей «Кармен».
А вот мнение дирижера-постановщика Андрея Юркевича: «В партитуре «Кармен» звучит реально театральный, полнозвучный мир контрастов и чувств человеческой натуры. Бизе соединяет, казалось бы, несоединимые эмоции, которые, собственно, и формируют всю сложную, противоречивую и вместе с тем яркую канву отношений главных действующих лиц. Мы надеемся, что в постановке Львовской оперы это почувствуют и зрители».
Уже в сентябре театр с этой постановкой приглашен в Турцию, в Анкару, на большой фестиваль оперного искусства.
За первое полугодие нынешнего года Львовская опера порадовала своих почитателей еще одной премьерой — балетным триптихом, имевшим также большой успех. Это «Кармен-сюита» Родиона Щедрина, «Вальпургиева ночь» Гуно и «Франческа да Римини» Чайковского. Режиссеры-постановщики — главный балетмейстер театра Петр Малхасянц и молодой львовский балетмейстер Сергей Наенко. Сегодня балетная труппа театра значительно обновилась. Почти половина ее — молодежь не старше двадцати. И на львовский балет уже есть профессиональный спрос. Этим летом в третий раз он выедет с гастролями в Испанию, после отпускных каникул возьмется за серьезные интересные постановки. Украинский композитор Алла Сиренко, живущая в Великобритании, написала для балетной труппы новый триптих по произведениям А. Сент-Экзюпери (ее балет «Золотой пингвин» с успехом идет на сцене театра, с ним труппа выезжала и на гастроли в Лондон). Новый балет — современный, ставить его будет Сергей Наенко. Следующая постановка (режиссер-постановщик — главный балетмейстер П.Малхасянц) — балет Мирослава Скорика «Возвращение Баттерфляй» — о жизни Соломии Крушельницкой.
Если говорить о других планах, то в ноябре, во время проведения во Львове дней Вроцлава, на сцене Львовской оперы будет показана совместная украинско-польская постановка оперы Монюшко «Страшный двор». А закончит 2003 год коллектив театра большим международным конкурсом оперных исполнителей, посвященным также Соломии Крушельницкой, который стал уже традиционным. В недалеких планах — постановка большой и сложной оперы Верди «Бал-маскарад», которую так мечтал увидеть на сцене своего театра его недавний художественный руководитель, народный артист Украины и Республики Татарстан Игорь Лацанич. Постановка будет посвящена его светлой памяти, хотя осуществить ее достаточно сложно. На такую постановку нужны немалые средства. А на сегодняшний день оперные театры Украины (кроме Национальной оперы) не имеют целевого финансирования новых постановок. Но если театр не будет творить новое, он станет неинтересным для зрителей, туда перестанут ходить. Поэтому приходится искать и находить средства.
В последнее время во всех львовских театрах на представлениях действительно настоящие аншлаги не только в премьерные дни, но и в обычные, хотя назвать обычной встречу с искусством, наверное, будет неправильно. К счастью, люди стараются хоть немного уходить от проблем и серости реальной жизни пусть в иллюзорный, но такой прекрасный и светлый мир театра. Это радует, наверное, не только коллектив Львовской оперы. Поэтому он не расслабляется даже в летний «штиль».В августе труппа отправляется на большой фестиваль, посвященный Яну Кипуре, в Криницу, где будет семь представлений — с операми «Тоска», «Аида», балетом «Лебединое озеро», концертами симфонического оркестра. К слову, львовский театр закрывал нынешний театральный сезон в Варшавской национальной опере, причем украинским произведением — оперой Мирослава Скорика «Моисей». Пять раз поднимался занавес на «бис», публика стоя приветствовала наших артистов. Конечно, такое признание многого стоит…