UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАРИКУЛЬТУРА

Что скажут о тебе другие, если ты сам о себе ничего сказать не можешь? Козьма Прутков И с карикатуристами случаются иногда потешные истории...

Автор: Олег Смаль

Что скажут о тебе другие, если ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Козьма Прутков

И с карикатуристами случаются иногда потешные истории. Позвонил я как-то в один хорошо рекламируемый культурный фонд. Причина пообщаться, конечно, была. Как раз в это время, по-джентльменски, не прощаясь, сменил наше «синє небо та пшеницю» на заокеанский кленовый лист эстет, меценат, любитель веселых затей некий К. (более известный в журналистских кругах под псевдонимом Т.). Я всецело за свободу миграций. Но господин К. (Т.) в спешке оставил кучу долгов. В том числе, к моей печали, и связанных с моей творческой авантюрой - проведением лучшего в Европе (а возможно, и в мире) конкурса карикатуры. Вначале все очень получилось. Я пригласил 1000 (!) выдающихся карикатуристов из 50 (!!) стран, которые прислали около 5000 (!!!) работ. Авторитетнейшее жюри, большая выставка, море посетителей, исписанная до корки книга отзывов. Но тут меценату виза подоспела, и ага… Все, что заставляло раздувать щеки от гордости за себя и за родину, в одно мгновение превратилось в мерзкое свинство и жуткое унижение. Да, прав был Феербах: «Пороки - это неудавшиеся добродетели». Призеры конкурса из Бразилии, Испании, Ирана, Македонии, России, Украины, Хорватии, Югославии ждут обещанных денег, участники - каталогов и дипломов. Нет, наверное, уже не ждут, но при слове «Украина» их безусловно передергивает. Еще бы. Ведь все работы, подписавшись под моими иезуитскими условиями, авторы подарили организаторам. Формально я ни копейки никому не должен, но как идеолог конкурса и условно порядочный человек испытываю угрызения совести и пытаюсь выкарабкаться из этого… Ну, вы сами знаете чего. Грех - ввезти в страну такое громадное, способное заполнить многоэтажный, многозальный музей количество произведений мировой графики и превратить это в мертвый груз…

Собственно, в нервической попытке разрешить эту проблему я и позвонил в вышеупомянутый бастион культуры. Но как не ошибся все тот же Феербах: «Окружающим кажется комаром то, что давит нас с тяжестью слона». Ответственная дама, сидящая в телефонной трубке, внимательно выслушав мой рассказ о печальной судьбе веселых рисунков, спросила: «А яким чином це все стосується української культури?». Убийственный вопрос! Я не смог ответить. Действительно, среди всего вороха присланных работ нет ни единой вышитой крестиком или хотя бы завернутой в шаровары. Разговор, естественно, прекратился. Но как бы это вам объяснить, мадам, что такой несерьезный жанр занимает весьма значительное место в мировой культуре. Мне приходилось слышать из уст «пересічного громадянина», что карикатура - это если не умеешь рисовать. Вынужден разочаровать обывателя: лучшие карикатуристы - обычно замечательные рисовальщики. Безо всякого притягивания за уши, к числу метров карикатуры можно отнести Босха, Брейгеля, Гойю, Домье, Доре. Да и Кукрыниксам не за просто так пять Сталинских премий отсыпали…

Я для себя делю карикатуру на два вида: вечную, философскую - затрагивающую глобальные человеческие ценности, и скоропортящуюся, политическую - оперативно реагирующую на идиотизм каждого дня. Высшей категорией карикатуры несомненно является та, которая в «Крокодилах» и «Перцах» подписывалась странной фразой «без слов». (В ненашем мире аналогичные произведения публикуют под рубрикой «А thousand words» - «тысяча слов»). Во-первых, такой рисунок требует максимальной концентрации мысли, во-вторых, доступен на любом краю земли без необходимости словесного разжевывания. Нелегко сделать так, чтобы молчаливый рисунок говорил и проникал в душу таких разнокультурных людей. Абсолютно согласен с киевским карикатуристом Юрием Кособукиным, который говорит: вот Ван Гог нарисовал «подсолнухи» - гениально, кто-то другой - снова «подсолнухи» - тоже гениально. Карикатурист никогда не может делать то, что уже делали другие. Логику приходится переворачивать несколько раз. Что, впрочем, не гарантирует от неумышленных тавтологий, которые сразу же братьями по перу воспринимаются как плагиат. Бурлит мировая карикатурная мысль, и, кажется, не найти уже ситуаций, не вытоптанных саркастическим, скептическим, сардоническим, ироническим (какой еще бывает?) умом художников. Но на каждом из нескольких десятков конкурсов карикатуры, проходящих в мире, появляются новые чудесные работы. География веселых шоу самая разнообразная. Голландия (символ, естественно, веселый тюльпан), Бельгия (кто же, если не наследники Тиля Уленшпигеля), Италия (в одном из многих фестивалей Италии, в Толентино, членом жюри был великий Феллини), Иран (американская пропаганда слепила образ страны неулыбчивых ортодоксальных старцев. Ошибаетесь!), Корея (Южная, конечно, Северной не до юмора), Македония (ей тоже сейчас не до смеха, но шоу в Скопье не прекращается), Турция (многие годы и с замечательным размахом. Один из конкурсов носит имя знаменитого турка ходжи Насреддина), Франция (естественно, любимая тема - вино и коньяк), Югославия (совсем грустно - горящий под бомбами Крагуевац - центр фестиваля антивоенной карикатуры), Япония (ласкающие честолюбие художников суммы призов, но загадочная логика жюри). Многие другие страны. Конкурсы, фестивали. Украины в этом списке нет. Я проиграл. Шоу погибло. Или залегло на дно. Что ж - сам виноват. Все нужно организовывать за свои деньги либо с поправкой на неистребимую страсть бизнесменов - любителей искусства смыться, не заплатив. И как же им объяснить, что карикатура - это бизнес с миллионными оборотами, ничуть не менее выгодный, чем торговля оружием, наркотиками или водкой… И уж наверняка более полезный и безопасный.

И все-таки «яким же чином це стосується української культури?»

Да совершенно непосредственно! В последние годы украинские карикатуристы доказали, что они лучшие в мире, получив более 200(!) призов на конкурсах карикатуры в 26 странах мира. Таких результатов нет даже у самых упитанных держав. Я очень остерегаюсь слова «гениальный», но Украина обладает целой плеядой, скажем так, безукоризненных художников. Алеев, Бондаренко, Дергачев, Дружинин, Казанский (трагически погибший в 1998 году), Казаневский, Кудин, Кособукин - они и немало других честь и слава этой территории, вяло стремящейся стать полноценным государством. Я, как и мои коллеги, не страдаем совковым комплексом - «государство должно заботиться». И слава Богу, что не заботится, не видать бы нам ни единого приза. Но иногда становится обидно, что Америка дает карикатуристам высшие журналистские Пулитцеровские премии, возит их по миру, устраивает выставки (и в Украине тоже).

Ну ладно, мы бедные и разнесчастные, наш госбюджет скуднее, чем бюджет Гарвардского университета. Но что мешает представителям нашего посольства отреагировать на приглашение на церемонию награждения украинских призеров в Стамбуле. Президент Турции нашел время, наша дипломатия - нет. Пока же отношения с государством вашего покорного слуги, например, заключаются в регулярном посещении суда, в котором рассматривается иск за опубликованную карикатуру в сумме сто двадцать миллиардов гривен (да, да, миллиардов! Я не пациент психиатрической клиники). Очередную повестку на бланке Украинской Советской Социалистической Республики мне вручили 1 апреля. Удачная шутка. Так что не волнуйтесь, пока жива глупость - живы и карикатуристы. Полагаю, мы будем бессмертными…