Кинорекорд этого лета (и не только этого) установлен на текущей неделе. Премьерный фильм «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца» (в нашем прокате картина с 13 июля) побила все рекорды заокеанских бокс-офисов. Только в Америке за первый уикенд проката лента режиссера Гора Вербински заработала 132 млн. долларов, высокомерно подвинув прежних всемирных чемпионов — «Человека-паука» и «Звездные войны. Месть ситхов».
Ранее недосягаемым казался «Человек-паук» с Тоби Магуайером — у него было 114 млн. долларов за аналогичный отчетный период. А студия Walt Disney, которая владеет правами на «Пиратов», опасалась, что их детище не сможет в этом году обогнать премьерные результаты, к примеру, «Кода да Винчи» Рона Ховарда, не говоря уж о новом «Супермене» Брайна Сингера. Конкуренты были посрамлены (у «Кода» всего 77 млн. долларов в премьерные выходные). А продюсеры «Пиратов» пребывают в эйфории: никто не ожидал такого золотого дождя.
Между тем, злое правило сиквела редко когда обнадеживает продюсеров хорошими производственными показателями. «Первая брачная ночь», как правило, всегда самая памятная и жаркая — в том числе и в постели с кино. С «Пиратами-2» случился почти казус. Даже гораздо более слабый (по сравнению с первой картиной) сценарий продолжения оказался просто жалким довеском к обаянию обвешанного пиратскими цацками Джони Деппа, которого некоторые критики перехвалили до того, что сравнили (в «Пиратах-2») едва ли не с Марлоном Брандо.
Капитан Воробей, которого играет Депп и в «Пиратах-2», действительно заметен больше, по сути, он подминает под себя квелый сценарий, который и так на ладан дышит. Для тех, кто еще не успел насладиться сиквелом: Воробей вдруг вспоминает, что у него есть «должок» (как сказала бы Баба-яга в «Варваре-красе») перед капитаном Джонсом с корабля призраков. И платить герою Деппа придется не только жизнью, но и душой, которая будет проклята во веки-веков, если одноглазый хулиган чего-нибудь не придумает, не начирикает. Вот он и отправляется за неким вожделенным сундуком мертвеца. А во время странствий продолжаются поединки, ритуалы, поиски сокровищ и любовная линия, которую штрих пунктиром по-прежнему тянут-потянут Кира Найтли и Орладо Блум.
Если бы не Депп, да если бы не Джони, плавать бы продюсеру Джерри Брукхаймеру и режиссеру Гору Вербински в дырявом корыте, а не на пиратских судах или же злополучной пушкинской старухой взирать на враждебное синее море — в ожидании спасительного парусника. Потому что пустой сюжет хрустит как чипсы, а атмосфера картины (в отсутствие Деппа) утомительна и передозирована глуповатыми страшностями. Впрочем, и это никакой не предлог сказать себе «Стоп!». Поскольку бюджет «Сундука мертвеца» составил 225 млн. долларов, что на 17 единиц выше, чем компьютерные шалости «Кинг-Конга». А через год ожидается уже третья высадка «Пиратов» на голливудских берегах (многие сцены снимались синхронно со вторыми) под многозначительным названием «Край света». Имеется в виду, должно быть, вожделенная Атлантида, куда возьмут да и доберутся Воробей, Уилл и Элизабет, а потом заработают по итогам премьерного уикенда, еще больше, чем в середине июля 2006-го.