UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Карамазовы»: танцующие в темноте

10 и 11 ноября в Киеве — Театр балета Бориса Эйфмана. А Эйфман, как пишет французская «Фигаро», «…такой же классик, как Бежар, Ноймайер или Ролан Пети»...

Автор: Ольга Стельмашевская

10 и 11 ноября в Киеве — Театр балета Бориса Эйфмана. А Эйфман, как пишет французская «Фигаро», «…такой же классик, как Бежар, Ноймайер или Ролан Пети». В афише два балета в хореографии самого руководителя театра — «Карамазовы» на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и
М. Мусоргского и «Дон Кихота, или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса.

Театр Эйфмана объездил всю Европу, покорил Америку и Японию и ныне достиг мирового признания. За эти годы Эйфман стал дважды лауреатом театральной премии «Золотая маска» и независимой премии «Триумф» за вклад в развитие современного искусства, лауреатом Государственной премии России, трижды лауреатом театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», народным артистом России... В разные годы в Театре балета Б. Эйфмана работали Алла Осипенко, Марис Лиепа, Никита Долгушин, Валерий Михайловский, В. Ганибалова и мн. др. Нынешние солисты Альберт Галичанин, Игорь Марков, Вера Арбузова — многократные лауреаты всевозможных премий.

Преступив через множество балетных табу, Эйфман дерзко соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом и, наконец, словом. Обладая чувством пропорции, мастер так органично переплетает между собой все искусства, что не поймешь, где кончается одно и начинается другое. Десять муз задействованы в драматургии и хореографии Эйфмана, и ни одна не сидит без дела. Компьютерное цвето-световое решение спектаклей и их сценография находятся на грани фантастики (художник-сценограф и дизайнер костюмов — Вячеслав Окунев).

Так возник яркий, уникальный авторский театр со своими законами построения спектакля, где хореографическая форма — единый танцевальный поток со страстными дуэтами-поединками, короткими монологами и развернутыми, усложненными ансамблями. Театр Эйфмана вырос на основе исторической традиции русского театра — апеллировать не только к эстетическому восприятию танца зрителя, но прежде всего к его сердцу. Сам хореограф говорит, подводя итог своей работе: «Самое важное для меня — это театр для людей как средство общения. Хореографу отпущена Богом большая привилегия: общение с многомиллионной аудиторией, не знающей языкового барьера... Мы создаем спектакль с полноценным сюжетом, завязкой, кульминацией и развязкой. Но это не драматический спектакль, не иллюстрация к драме, не пересказ содержания, это балет. Пластикой, движением тела мы стараемся непосредственно выразить духовную жизнь героя, его эмоции. Драматизация танца, материализация эмоции, души — это то, к чему я всегда стремился... Я не пользуюсь пантомимой, весь балетный спектакль — это танец в чистом виде. Я не ищу форм танца, которые выражали бы музыку, я хочу выразить танцем идеи, человеческие страсти, на которые меня вдохновляет музыка. Я мечтаю создать танец, который несет в себе новый эмоциональный заряд».

Киевские гастроли пройдут на сцене Октябрьского дворца. Затем театр поедет по Украине: 12 ноября — Львов, 13-го — Одесса, 15-го и 16-го — Харьков, 17 ноября — Донецк. О «Карамазовых» Мстислав Ростропович сказал: «Я видел балет Эйфмана и был потрясен тем, как он сумел языком хореографии блестяще передать эмоциональную гамму гениального произведения Ф. Достоевского». Сам Эйфман назвал этот балет лучшим, что он сделал в жизни.