UA / RU
Поддержать ZN.ua

Капризы оперы. Наталия Ковалева: «Я была шокирована, когда в Берлине во время одной из постановок по Моцарту насиловали и резали просто на сцене...»

Главную партию в «Травиате» Дж.Верди на сцене Львовской оперы недавно исполнила знаменитая гостья — прима Дюссельдорфской и Брюссельской опер Наталия Ковалева...

Автор: Татьяна Козырева

Главную партию в «Травиате» Дж.Верди на сцене Львовской оперы недавно исполнила знаменитая гостья — прима Дюссельдорфской и Брюссельской опер Наталия Ковалева. Именно за Виолетту в 2004 году она получила приз зрительских симпатий — награду «Выбор народа» на самом престижном конкурсе молодых оперных исполнителей «Опералия» в Лос-Анджелесе, основателем которого является легендарный Пласидо Доминго. И именно с этого классического оперного образа началась ее профессиональная вокальная карьера на Западе.

— Мой нынешний дебют в «Травиате» на львовской сцене — это подарок и Львову, и театру. И я счастлива, что выступила в родном городе, — признается «ЗН» певица. — Скажу откровенно: очень волновалась. Хотя от мандража на сцене давно уже отвыкла. Наверное, сработало все-таки желание угодить львовскому зрителю.

По словам Наталии, она как бы «внезапно вскочила в спектакль», поэтому и просматривала перед репетициями видеоверсию львовской постановки «Травиаты». А к выступлению в родной опере ее приобщила давняя приятельница, которая работает в театре концертмейстером. Услышав, что Наталия приедет на Пасху в гости к родителями, однокурсница певицы предложила директору Львовской оперы пригласить Ковалеву участвовать в спектакле.

Конечно, из-за нехватки времени на «притирку» с партнерами во время выступления пришлось немного импровизировать. Но это, судя по всему, не испортило общего хорошего впечатления от спектакля.

Воспитанница львовской музыкальной школы им. Соломии Крушельницкой, позднее — Львовской консерватории, Вроцлавской музыкальной академии, Дрезденского института музыки, Наталия Ковалева уже семь сезонов работает в Дюссельдорфской опере (и в каждом сезоне как минимум — две премьеры), много гастролирует (Брюссель, Франкфурт, Люксембург) и за свою уже довольно продолжительную вокальную карьеру в Европе имела счастье выступать на одной сцене с Хосе Каррерасом, Анной Нетребко, Джозефом Коллейя и другими звездами мирового оперного искусства. В ее ближайших планах — дебют в июле на сцене Басси в Париже (и тоже, кстати, это будет Виолетта).

— Не хочется ли вам вернуться в Украину и постоянно работать, скажем, во Львове или Киеве?

— На родину всегда тянет. Мои родители (как, впрочем, и я) мечтают, чтобы я жила и работала в Львове. Однако... Германия, Австрия и Швейцария — это единственная в мире оперная «территория», где едва ли не в каждом городе и городке есть театр (пусть не оперный, но музыкальный). А когда есть театр — есть зритель. И еще какой! Чуть ли не на генетическом уровне воспитанный на настоящей музыке! Так вот при наличии контракта любой оперный певец с удовольствием там будет работать. Да и материальная сторона проблемы, согласитесь, имеет значение.

— Как вы относитесь к неклассическим, авангардным постановкам классического оперного репертуара?

— Это сейчас модно. Но, как и каждая мода, лет через 10—15 это пройдет. Приведу такой пример. Дюссельдорфская опера уже целый год закрыта на ремонт. Поэтому там построили мобильный театр. Это очень удобно, поскольку его можно разбирать и перевозить. В театре ставили «Фауста». Возможности менять декорации не было, но режиссер и сценограф таки нашли выход — смонтировали сцену, причем белую, на которой не было никакого реквизита. И на эту белую сцену давали разные проекции. Эдакая фантазия, которая зрителям, кстати, очень понравилась. Это, конечно, красивое решение, но мне лично хотелось видеть сад, шабаш — Вальпургиеву ночь...

Вообще публика в Европе привыкла к разнообразным экспериментам. Хотя... Случается, сами зрители поднимают шум. Как это было в Берлине в Комише Опер. Я была шокирована, когда во время одной из опер Моцарта насиловали и резали просто на сцене! Половина публики, которая привыкла к традиционной опере, сразу же покинула зал. Но половина осталась и скандировала: «Браво!»

Поскольку я работаю на Западе, мне иногда приходится участвовать в скандальных проектах, но все-таки я остаюсь приверженцем традиционной, классической постановки оперы. Лично мне импонирует, когда люди приходят в театр не только послушать музыку или пение определенного исполнителя (это любопытство может быть удовлетворено в домашних условиях записями на CD), но и получить наслаждение от зрелища, что невозможно без красивых костюмов, пышных декораций и особой, волшебной ауры театра.

— Недавно во Львове известный тенор Владимир Гришко представлял проект «Лицо новой оперы», где пытался объединить классическую оперу, цитирую г-на Гришко, «с зрелищным и эпатажным шоу»... При этом автор проекта ссылался на удачный опыт сотрудничества всемирно известных Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри...

— У каждого свои вкусы и предпочтения. Лично мне хочется, чтобы до широких масс доходила именно классическая опера. Я искренне убеждена: высокое искусство может растрогать кого угодно. Тем не менее экономическая ситуация в Украине, к сожалению, сейчас такова, что люди часто не имеют ни сил, ни времени, ни, в конце концов, денег, чтобы прийти в оперу, а тем более — еще и на известного исполнителя, поскольку цена на билет им не по карману. Но повторяю: это мое мнение. Если же кому-то удается красиво «спопсовать», то есть популяризировать, классику... Почему бы и нет?

— Есть ли у вас предложения относительно работы в Италии, ведь мечта каждого оперного певца работать именно там?

— Да, это есть в планах. Но мне 28 лет, и я отношусь к самому молодому поколению оперных исполнителей. А чтобы выйти на сцену, скажем, Ла Скала, нужно даже не на сто, а на двести процентов быть уверенной в себе, ведь там очень требовательная аудитория, воспитанная на лучших традициях оперного искусства.

— И?..

— Я туда обязательно дойду. Но спустя некоторое время.