UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАНУН «БАРХАТНОЙ» ЭВОЛЮЦИИ

В прошлый понедельник завершился очередной, седьмой по счёту, международный фестиваль телепрограмм «Бархатный сезон»...

Автор: Александр Рутковский

В прошлый понедельник завершился очередной, седьмой по счёту, международный фестиваль телепрограмм «Бархатный сезон». На сей раз фестиваль-круиз осваивал новый маршрут: Одесса — Ростов-на-Дону — Ялта — Севастополь — Бургас — Несебр — Одесса. Итак, место действия — территории трёх стран. Около двухсот работ, созданных на 114 студиях и телекомпаниях семи стран, — в конкурсе. Номинаций шесть: «Публицистика» (61), «Программы для детей и молодёжи»(33), «Спортивная программа»(8), «Научно-популярная или познавательная программа»(9), «Развлекательная программа» (17), «Надежда телевидения»(30). Пять профессиональных дискуссий и обсуждений на темы: «ТВ и стыд», «ТВ и агрессия», «Глобализм и национальное лицо ТВ», «Телевидение как телепатия» и «Любимое ТВ». Плюс концертно-художественная программа, концепция которой заслуживает особого комментария. Такова статистика нынешнего «Бархатного сезона». Не правда ли, похоже на четырёхпалубный морской лайнер, наподобие «Т.Г. Шевченко», где это всё, собственно, и происходило. Понятно, объять необъятное, даже если при этом нет нужды покидать борт всего лишь одного корабля, непросто. Скажу лишь о самом интересном и, на мой взгляд, существенном из того, что происходило на трёх из «палуб».

Арт-пространство

Первым актом фестиваля стала передача привета от «Одессы-мамы» — «папе». Выяснилось, «Т.Г.Шевченко» — украинское судно такого класса впервые за постсоветский период вошло в порт Ростова, что на Дону. То ли пионерский характер события, то ли историческая близость наших казачьих кровей сыграли свою роль, то ли просто было реализовано официальное радушие в рамках Года Украины в России, но фестиваль встретил заразительный драйв хора типичных станичников в национальных костюмах. А вечером на импровизированной открытой эстраде близ причала ростовчан усладили вокалом классные украинские исполнители Таисия Повалий, Татьяна Самая, Руслана Лыжичко, Владимир Засухин, ансамбль «Лего-артис» и другие из бесценного артистического «cargo» нашего ледокола украино-российских недоразумений. Я находился в толпе и могу засвидетельствовать: совсем не от 38 градусов по Цельсию разгорячились широкие массы местных жителей.

Через пару дней в родимой Ялте «БС» встречал в порту виртуозный Президентский духовой оркестр, исполняя попурри из классических мелодий подчас… буквально в танце. А ещё пару дней спустя в болгарском Бургасе вокально-музыкальное слияние славянских культур состоялось в рамках гала-концерта «Музыка без границ», где звёзды эстрады Беларуси, Болгарии, Сербии, России и Украины, чередуясь, выходили на сцену городского Летнего театра. Подобные береговые акции дополнялись насыщенной внутренней арт-программой «Сезона», составленной со вкусом и весьма разнообразно. На поп-полюсе концертных вечеров «сезонников» заводили на все лады юные драйверы — украинка Руслана Лыжечко, серб Филипп Жмахер и джаз «Brand-New-Band». Музей советского шлягера привезли по-прежнему заводные «Весёлые ребята» и ухитрились превратить из вечера ностальгии в повальный карнавал с хороводами и хорами не только урождённых совков. Аналогичную ретро-атаку, но в балладном жанре осуществил и болгарин молодости нашей Бисер Киров. К элитным зонам восприятия тоже было кому воззвать: и камерной классике в изысканной подаче струнного квартета «Коллекция Разумовских», и самоироничному фольк-джазу вокалистов из «Лего-артис», и по-настоящему авторскому и задушевному шансону. «Вечер романса» свёл в одной программе абсолютно различных в посланиях и в манере их подачи народного артиста Владимира Засухина, заслуженную артистку Татьяну Самаю и известную журналистку Ирину Карпинос. Надо было видеть, как достойно все они «держали спину» артиста-автора. За овацией дело не стало.

Спрашивается, зачем я столь занудно зачитываю по сути побочное арт-меню нынешнего «БС»? Да чтобы показать, как всесторонне и качественно была вспахана вся плавучая территория ТВ-смотра, задавая темп и высокий уровень отношения к конкурсному телепродукту. А вот теперь настал черёд рассказать и о самом главном.

Экранное время

Привлекательной особенностью конкурсных просмотров «БС» была и остаётся редкая возможность увидеть продукцию национальных региональных студий. «Телеглубинка» никакой «тарелке» не под силу. Между тем только так и появляется шанс наглядно оценить соотношение «периферии» телепространства с его «центром».

Возьмём, например, две наиболее сильные, на мой взгляд, позиции по разделу «Публицистика». Столичный класс московского ТВ, несомненно, репрезентует передача «Культурная революция» (Т/К «Культура»). Автор и ведущий Михаил Швыдкой предлагает обсудить рискованную тему: можно ли жить в России по закону, или страна обречена жить по старинке, т.е. «по душе»? Сам М.Швыдкой (министр культуры этой самой страны) неожиданно отводит себе неортодоксальную позицию «внезаконника» и в союзники приглашает писателя Д.Корецкого. Зато и оппонента подбирает себе недюжинного — бывшую телезвезду из «знатоков» и нынешнего юриста державного уровня М.Барщевского. Отточенный рационализм и блистательная компетентность последнего, по-моему, взяли верх, на что автор, полагаю, и рассчитывал. Отличная сценография, хитроумная драматургия, характерность типов и раскрепощенность всех участников ток-шоу, наконец, общегосударственная значимость проблемы — налицо все составляющие идеальной, поистине столичной телепродукции. Но разве только в этом сила, брат?

А вот из той же номинации скромный портретный телеочерк «маргиналов» — «Отшельники» (г.Ахтубинск, «АТВ-Центр»). Здесь к тому же проблемная ситуация вывернута наизнанку: герои живут и выживают именно «по душе», а закона и на горизонте не видать. … Стоит себе в глуши село с химерическим названием Болконы, а на отшибе, за речкой от него — подворье двух братьев-бобылей, Юрия и Анатолия Кривченко. Выкопали себе колодец, ведут хозяйство, мастерят, колют дрова, сами хлеб душистый пекут и щи вкусные варят, на моторке переплывают речку и всё — на слух да на ощупь. Ибо совершенно слепые оба. Как живут-выживают старики, философствуют о счастье и Боге — о том и кино. Сочувственное, внимательное, человечное, чем-то сходное с «Голым островом» К.Синдо, но, конечно, более безыскусное. Аналогичный сюжет о самоспасаемости человека духа, которого физически жестоко наказала судьба, представлен в видеофильме «Извините, что живу» (г. Вятка, студия «Вятка»). Когда-то в своей дебютной картине «Кинолюбитель» Кшиштоф Кесьльовский показал киноавтора, которого все укоряют: «Что ты фильм про горбуна снимаешь? Тебе что, здоровых и красивых людей не хочется вывести на экран?» В ответ звучит: «Я хочу снимать тех, кому труднее быть добрыми». Действительно, милость к павшим и обделённым призывать — одна из сущностных целей искусства, до которого здесь поднимается ТВ.

Позволю себе на основании упомянутых и иных конкурсных работ скромно умозаключить: специфика «центрального» и «провинциального» российского ТВ состоит в различии творческих и мировоззренческих оптик. Столичное ТВ склонно к большим обобщениям, а «маргиналы» — к несуетному и честному всматриванию в отдельные лица и судьбы. В постсоветском ТВ бывших союзных республик, на мой взгляд, такой поляризации не наблюдается. Украинские работы — тому пример.

В программе «Документальные телефильмы» наши были в избытке и в достойных образчиках: «Вилен Калюта. Реальный свет» С.Буковского, «Из Одессы с любовью» и «Одесса: история в историях» (Т/О «Маски»), «Киев» (студия «Кинематографист»), «Святое семейство» и «Колыбель для неродившегося ребёнка» (Киев, частная студия С.Зиновьевой). Особенно мне мила последняя работа «кисти» Александра Столярова, который живописует единение с природой, искусством и друг другом супружеской пары на-все-руки-художников — Тамары и Александра Бабаков. По разделу программ для детей и юношества симпатию вызвала одесская «Арифметика-малышка» (г. Одесса, Т/О «Маски»), где самых маленьких не без юмора учит цифири кукольная сова-очкарик.

На этот раз, в отличие от прошлогоднего, не слишком вдохновляющей показалась программа студенческих работ в номинации «Надежда телевидения». Меньше уникальных документальных фактов, много аматорского театра. И всё же присуждавшие по этой категории призы журналисты нашли фаворитов. Один диплом получила «Спящая красавица» Веры Яковенко (Киевский государственный институт театрального искусства им. И.Карпенко-Карого) и «Моя прекрасная леди» (Грузия, студия «Аудиенция»).

Плоды любви

Об интеллектуальном блоке «БС» — о дискуссиях по узловым проблемам современного ТВ — я расскажу в следующей своей публикации. Но вот конкретные итоги одного из обменов мнениями сообщу уже сейчас. На фестивале сначала планировался своеобразный парад мечтаний об идеальном ТВ — что нравится, что не любо и что стоит пожелать современному ТВ. Потом было решено заменить «живой» разговор заочным анкетированием и по нему уж составить коллективный образ идеального телецарства. Вот этот совокупный продукт общей любви участников «БС» к ТВ. (Все характеристики даются в порядке убывания количества упоминаний о них в анкетах.)

Итак, участники «БС»
2002 г. отвергают в современном ТВ: непрофессионализм, засилье рекламы, американизацию, необъективность, низкий образовательный уровень «говорящих голов», отдалённость от подлинных интересов народа, агрессивность, национализм, игры на деньги, скуку. Ценят в нынешнем ТВ: оперативность новостийной информации, качественные художественные программы (кино, театр, музыка), авторские передачи, возможность выбирать каналы, интеллектуальные ток-шоу, познавательные и «женские» передачи, возможность остановить и повторить мгновение, техническое качество изображения. Пожелания, естественно, обратны неудовольствиям: профессионализма, объективности, ума, личностных начал и вкуса. Идеальный проект готов. За работу, господа!

А вот как распределились симпатии жюри и соответственно — основные награды фестиваля. Три Гран-при «Морской конёк» достались следующим работам. В номинации «Публицистика» — программе «Автопортрет на фоне горы Синей»
(г. Ростов-на-Дону, ГТРК «Дон-ТР»). За «Лучшую научно-познавательную работу» — программе «Письма с Эвереста» (Россия, г.Ханты-Мансийск, ТРК «Юрга»). За «Лучшую развлекательную программу» — «VRS камера» (Литва, г.Вильнюс, студия «VRS»). Ещё тридцать (!) наград-дипломов получили другие как конкурсные, так внеконкурсные (!) работы. По-моему, жюри позабыло, что принцип «всем сестрам по серьгам» девальвирует ценность каждого знака внимания. Обнажились на нынешнем фестивале и определённые проблемы с самой сеткой номинаций — налицо взаимоналожение некоторых критериев. Назрела необходимость в определении более чётких границ между группами выдвигаемых на конкурс работ. Возможно, стоит руководствоваться проблемно-тематическими ориентирами. Обо всём этом я говорил с президентом «Бархатного сезона», его сердцем и мотором Валерией Иваненко. Она согласилась с необходимостью совершенствования регламента, но пообещала, что перемены будут эволюционными и в духе этого уникального телесмотра — «бархатными».