UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канны становятся ближе. Последняя работа Гийома Депардье — на киевском «уикенде»

Французский культурный центр и Посольство Франции в Украине представляют в кинотеатре «Киев» лучшие французские фильмы Каннского фестиваля-2008...

Автор: Екатерина Константинова

Французский культурный центр и Посольство Франции в Украине представляют в кинотеатре «Киев» лучшие французские фильмы Каннского фестиваля-2008. Программа называется — «Уикенд в Каннах». Зрители увидят киноленты разных жанров — «Класс», «Взрослые люди», «Версаль», «Эльдорадо», «Путешествие в Пиренеи», «Небесная канцелярия». Все они отмечены наградами на престижном каннском киносмотре. Слоган киевского «Уикенда…» — «Магия одного из влиятельнейших кинофестивалей — в двух шагах от нас!»

Как известно, «Канны-2008» отшумели еще весной. Французский кинематограф на форуме этого года был представлен довольно ярко. Ведь не секрет, что француское кино и авторское — почти синонимы. Да и отношения у Франции с десятой музой особые. Это вам не Голливуд! Ведь «важнейшее из искусств» появилось именно здесь, еще в 1895 году. В 1910-м 85% мирового кинорынка принадлежало французским студиям.

Да, сегодня эта цифра вызывает вздох и ностальгию, потому что в последние годы французские фильмы составляют лишь 3% мирового кинорынка. Но все равно Украине до Франции пока далеко — эта страна все же сохраняет динамичную киноиндустрию, ежегодно производя более сотни картин.

Многие побывавшие на набережной Круазетт говорят, что этот фест — зеркало, отражающее состояние дел в искусстве кино. Поэтому, дескать, и нелепо на него пенять… Эхо всеобщего кризиса, охватившего мировую киноиндустрию, не могло не докатиться и до благополучной Франции. В результате чего едва ли не все критики охарактеризовали основной конкурс 61-ого МКФ как «очень слабый»: мол, каннский экран был «оккупирован псевдодокументальными фильмами, взывающими о милости к падшим».

Правда, организаторы киевского «Уикенда в Каннах» так не считают. Они утверждают, что представленные шесть фильмов показывают сквозь призму кинематографа развитие французского общества.

«Путешествие в Пиренеи»
Открывает программу «Путешествие в Пиренеи» (режиссеры — братья Жан-Мари и Арно Ларьйо). Это история супружеской пары известных актеров, в которой жена — нимфоманка. И вот мужу приходит в голову вывезти ее среди ночи в Пиренейскую долину. По его мнению, это идеальное место для того, чтобы вернуть утраченную близость с женой…

Еще один фильм программы — «Версаль» режиссера Пьера Шоллера. На каннском смотре картину наградили призом «Особый взгляд». Эта лента — последняя работа Гийома Депардье. Говорят, популярный актер на своих плечах вытянул фильм. Это история о некоем бедном человеке Дамьене, к которому после блужданий попадают молодая мать Нина и ее пятилетний сын Энзо. Наутро женщина исчезает, а бедному Дамьену приходится учиться отцовству… Критики полили этот фильм «малиновым сиропом», охарактеризовав его как «историю о достоинстве и солидарности между несчастными, между поколениями и просто между людьми…»

А вот «Небесная канцелярия» («Кабинет Господа») режиссера Клер Симон — работа на грани «искусственной» документалистики и художественного кино. В «…канцелярии» занят целый сонм известных французских актрис — Анн Альваро, Натали Бей, Мишель Ружена… Фильм — размышление о смысле сексуальной свободы. Анн, Дениз, Марта, Ясмин, Милена работают советниками по семейному планированию, принимают и выслушивают молодых девушек и женщин. Фильм «подражает» жизни — с ее различными табу, страхами, комплексами.

«Класс»
Закроет киевский «уикенд» обладатель «Золотой пальмовой ветви» этого года — «Класс» («Между стен») Лорана Канте (интересно, что последний раз французский фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» еще в 1987 году, это была лента «Под солнцем сатаны» Мориса Пиала). Может, некоторые критики, нелицеприятно высказываясь о псевдодокументальном французском кино, имели в виду именно «Класс»? Фильм при своем заданном «формате» (смесь художественного и документального) имел во Франции недюжинные кассовые сборы. Почти все актеры в «Классе» — непрофессионалы. В центре повествования — отношения преподавателя французского языка и учеников обычной школы. Эти трудные подростки, разные и по цвету кожи, и вероисповеданию и характерам, почти весь фильм не покидают стен родной школы, разговаривают то друг с другом, то с учителем… И из этого складываются камерная заданность фильма и ощущение реалистичности происходящего. «Между стен» (или «Класс») — образец пристального внимания к человеку. Может поэтому на закрытии каннского смотра Шон Пенн и обмолвился: решение жюри о премировании психодрамы Канте было единогласным…

Впрочем, киевский зритель и сам сможет оценить беспристрастность жюри «Канн-2008».