Андрей Звягинцев — обладатель «золотого стада»: два «Льва» и три «Овна» |
В отличие от помпезных церемоний времен малокартинья, когда каждый вышедший на экраны фильм, зачастую независимо от его художественных достоинств, вызывал даже у критиков слезы умиления, нынешняя церемония вручения премий кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» прошла быстро, четко и по-деловому. Хотя устроители по традиции не удержались от приглашения эстрадных звезд, в эпицентре которых сиял Филипп Киркоров в окружении барышень в перьях.
В этом году действительно было из чего выбирать – достаточно вспомнить лишь удачные дебюты, уже увенчанные престижными фестивальными наградами: «Старухи», «Возвращение», «Коктебель» или короткометражку Алексея Германа-младшего. Все эти картины и присутствовали в различных номинациях наряду с работами киномэтров. Но в самое большое количество номинаций попал «Бумер». Выход его на экраны был подкреплен мощнейшей PR-кампанией, завлекшей в кинозалы огромное число зрителей, преимущественно молодежи — ведь фильм адресован ей. Мнения профессионалов, оценивающих кино, резко разделились: одни были в восторге от опыта Буслова и кампании по созданию молодежного кино, другие, считая «Золотого Овна» ориентиром в том, как надо снимать кино, были шокированы появлением этой ленты в таком количестве номинаций. Но победил здравый смысл, и «Овна» получил лишь Сергей Шнуров за музыку к фильму.
Фильм Александра Сокурова «Отец и сын», о котором «ЗН» писало неоднократно, отмечен лишь за работу художника Натальи Кочергиной. В этом сыграло свою роль два фактора — немереное количество прошлогодних «золотых барашков», полученных Сокуровым в прошлом году, и стойкое желание раздать «Овны» этого года как можно большему количеству кинематографистов, дабы стимулировать их к «взятию новых вершин».
Прокатившийся вторым планом по многим фестивальным экранам достаточно слабый фильм Мельникова «Бедный, бедный Павел» (в нем, правда, есть две отличные актерские работы — Олега Янковского и Виктора Сухорукова) получил награду за лучшую мужскую роль — Павла, которого блестяще сыграл Сухоруков. Лучшей актрисой признана Мария Звонарева (фильм «Трое», недавно показанный на фестивале нового российского кино в Киеве). За роли второго плана обладателями «барашков» стали Инна Чурикова («Благословите женщин») и Владимир Кучеренко («Коктебель»).
А дальше все как по писаному, за исключением сидоровских «Старух», не получивших ничего. А жаль! Правда, эта лента, в отличие от других, почему-то до сих пор так и не вышла в широкий прокат. Зато «Магнитные бури» получили сразу два приза — за режиссуру (Вадим Абдрашитов) и сценарий (Александр Миндадзе). А «Возвращение» Андрея Звягинцева стало лучшим фильмом, лучшим дебютом и увело к себе «барашка» за лучшую операторскую работу (Михаил Кричман).
Уже стало традицией награждать лучший зарубежный фильм и актеров. И здесь мировая кинообщественность получила легкий щелчок по носу, по-моему заслуженно. Лучшей работой признан «Догвиль» Ларса фон Триера, с радостью принявшего «Золотого Овна» от Антона Долина, привезшего приз в Данию. Режиссер растроганно поблагодарил с экрана присутствовавших в зале московского Дома кино критиков и журналистов, экстравагантно напомнив им, что всегда считал себя коммунистом. Премию за лучшие женскую и мужскую роли виртуально получили Николь Кидман («Догвиль») и Дэниел Дэй Льюис («Банды Нью-Йорка»).