UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канны-2018: "Донбасс", фон Триер и другие лакомства

В фильме слишком много смыслов, не понятных на Западе.

Автор: Екатерина Слипченко

На Каннском международном кинофестивале были представлены украинские фильмы, к созданию которых приобщилась Украина, - "Донбасс" Сергея Лозницы и "Женщина на войне" Бенедикта Эрлингссона. Фильмом-скандалом оказался новый фильм датского режиссера Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек".

В Каннах вторая по значению конкурсная программа "Особый взгляд" открылась фильмом Сергея Лозницы "Донбасс". И это одно из самых ожидаемых фестивальных событий не разочаровало. И вовсе не из-за политической позиции режиссера - Лозница находит для трагических событий, происходящих с нами всеми здесь и сейчас, неожиданную, однако точную интонацию.

Блестящий документалист берет реальные истории, поразившие его в Интернете в течение 2014–2015 гг., и трансформирует их в театр абсурда.

Жанр роуд-муви, который режиссер чудесно использовал еще в "Счастье моем", первом своем игровом фильме, работает и в случае "Донбасса". Фильм состоит из тринадцати эпизодов, объединяемых общим пространством. Истории не просто склеены друг с другом - они плавно перетекают одна в другую. Не все они одинаково сильные, но некоторые словно сдирают кожицу с раны, а некоторые заставляют громко хохотать. Именно смех как мощнейший инструмент в руках Лозницы - это не просто художественный прием: он объясняет, почему Гитлер так люто ненавидел Чаплина.

Однако карикатурные герои вовсе не плоские. Они - монстры. А режиссер ведет зрителя не только по дорогам фейковых республик, но и фейковых новостей, а главное - он легко путешествует между жанрами, где комедия соседствует с драмой, а трагедия граничит с абсурдом.

В целом у картины много ракурсов и взглядов на одну тему. Фильм препарирует ее, подбираясь с разных сторон, и в итоге эти взгляды концентрируются на одном, наверное, самом важном: в основе всего - ложь, фейк, которые "крышуют" вымогательство, садизм, тупость…

И все же простой судьбы у фильма, скорее всего, не будет. В нем слишком много смыслов, не понятных на Западе. В Украине его тяжело будет смотреть из-за отсутствия расстояния и слишком эмоционального восприятия "живых" событий (испытано на себе). Так, кстати, было и с "Майданом". Однако его надо смотреть: это мощное художественное высказывание выдающегося режиссера, которое бередит и нервы, и разум.

"Добро пожаловать в Донбасс", - сказал Лозница на премьере. И повел зрителя по дорогам Донбасса, которые так диссонируют с майскими фестивальными Каннами.

Еще один фильм, к созданию которого причастна Украина, был показан в рамках программы "Неделя критики". Это параллельная секция кинофестиваля, главная цель которой - поиск молодых талантов. В ней может участвовать только первый или второй фильм режиссера.

Фильм "Женщина на войне" Бенедикта Эрлингссона сняла исландская команда (сценарий Бенедикта Эрлингссона совместно с Олавюром Эгиллем Эгильссоном, оператор - Бергстейнн Бйоргюльфссон) и преимущественно в Исландии. Вместе с тем в его создании участвовала и украинская команда. И в нем тоже фигурирует Донбасс, однако упоминания о войне являются только фоном, а не главной темой.

Главная героиня, Халла, - экологическая активистка. Практически своими силами она воюет с местной промышленностью. В ходе подготовки своей самой главной акции она получает письмо с сообщением, что ее заявка на усыновление ребенка наконец-то одобрена, и ее ждет маленькая девочка, потерявшая всю семью во время войны на Востоке Украины.

Первый эпитет, который напрашивается после просмотра, - честный фильм. А еще этот фильм о таких пафосных вещах, как жертвенность, самопожертвование, преданность. Но представлено все с юмором. Блестящим режиссерским ходом является включение в действие музыкантов, которые выступают своеобразными комментаторами всего происходящего. Музыка становится и персонажем, и помощницей, и средством, которое сбивает пафос. А он мог бы казаться чрезмерным, если бы не режиссерская изобретательность, замечательная актриса Халлдора Гейхадсдоттир в роле Халлы, музыканты Давид Тор Йонссон, Магнус Тригвассон Элиасен и Омар Гудйонссон, а также известные исполнительницы украинских народных песен Ирина Данилейко, Галина Гончаренко, Сусанна Карпенко.

Так что Украина в лице Госкино явно не ошиблась с поддержкой. А Каннский фестиваль, в свою очередь, поддерживает режиссеров, подвергшихся репрессиям. В основном конкурсе - фильмы россиянина Кирилла Серебренникова и Джафара Панахи, а сеансы "Недели критики" и "Двухнедельника режиссеров" начинаются с акта поддержки Олега Сенцова.

Пока нынешний Каннский фестиваль не похож сам на себя: мало фильмов, которые поражают, мало звезд, даже суеты вроде уменьшилось. Однако эта неделя обещает новые работы Ларса фон Триера, Нури Бильге Джейлана и Спайка Ли. Ждем.

***

Выдающийся датский режиссер Ларс фон Триер вернулся на красную дорожку Канн после семилетнего перерыва. Его новый фильм "Дом, который построил Джек" стал и сенсацией, и скандалом фестиваля этого года (хотя лента демонстрировалась вне конкурса).

Как известно, в 2011 г. Триер был объявлен "персоной нон грата" Каннского фестиваля, поскольку в ходе пресс-конференции признался в "симпатиях" к Адольфу Гитлеру. Организаторы тогда подготовили специальное коммюнике, в котором и объявили фон Триера "персоной нон-грата".

И вот теперь опальный режиссер вернулся на Круазетт. И поднял много шума. На премьере он смотрел фильм в первом ряду и, очевидно, саркастически улыбался, когда утонченная публика громко и демонстративно покидала зал, высказывая негодование, недовольство. Возможно, премьера "Дома…" в Каннах и стала для режиссера неким "перфомансом", его сознательной пощечиной гламурному киномиру. Если воспринимать эту премьеру именно в таком ракурсе, перфоманс Ларсу удался. О его внеконкурсной ленте говорят больше, чем о некоторых фильмах конкурсной программы.

Метт Диллон, Софи Гробель и Ларс фон Триер
Mathilde Petit / FDC

Еще перед первым показом по красной дорожке Канн вместе с фон Триером шли Метт Диллон, Шива Феллон, Райли Кио, Софи Гробель и Бруно Ганц. Умы Турман тогда не было. Некоторые остряки говорят: дескать, кинозвезда предвидела бурную реакцию на эту ленту и не рискнула появиться в Каннах.

В своем новом фильме "Дом, который построил Джек" режиссер рассказывает историю об умном и находчивом серийном убийце, орудовавшем в 1970-е годы в Америке. Сюжет строится вокруг пяти инцидентов (именно так делит свой фильм фон Триер), охватывающих 12 лет жизни маньяка. И зритель воспринимает кинорассказ именно с позиции Джека, для которого каждое убийство - словно утонченное произведение искусства.

Кстати, на билетах и в программе организаторы напечатали предупреждение, что фильм содержит многочисленные сцены насилия, и предложили зрителям со слабыми нервами быть очень осмотрительными.

Раньше такое предупреждение сопровождало показ "Смешных игр" Михаэля Ганеке, фильма и впрямь жуткого.

Впрочем, насилие в картине Ларса фон Триера, скорее, декоративное. И, хотя зал дружно вздыхал и "ахал", море крови на экране не слишком пугало.

Первый эпизод напоминал ленты Квентина Тарантино, и, возможно, не случайно у Ларса снялась именно Ума Турман.

Однако дальше фон Триер складывает свой "Дом" как пазлы. Режиссер действует как конструктор, как архитектор (архитектором является и главный герой).

Режиссерский план строительства "Дома" - просчитанный, холодный (в отличие от того же Тарантино).

"Дом" фон Триера - это также куча цитат, анимация, коллажи, репродукции. Одним словом, много разного в том доме. К тому же этот новый фильм - крайний предел цинизма и мизантропии, в которые Ларс фон Триер играет много лет.

Кажется, после маньяка Джека путь режиссера зашел в какой-то тупик? И куда теперь он проляжет? Неизвестно!

Тем временем мастерски созданная смертельная картина мира от Ларса одних кинокритиков приводит в негодование, других - в восторг, некоторых - вообще не задевает. Однако именно такая картина, бесспорно, очень важна в фильмографии режиссера. Ведь путь описания человеческих недостатков и человеческой низости этот автор прошел до конца.

И не будет ничего странного, если лет эдак через 5–7 он появится на каком-нибудь фестивале с сентиментальной комедией, например. Поживем - увидим.

ЧТО ЛЮДИ ГОВОРЯТ?

Почти все мировые СМИ сразу после премьеры наводнила информация: дескать, после премьерного показа фильма Ларса фон Триера из кинозала ушло около сотни возмущенных зрителей. Критики обвиняют Ларса в чрезмерной жестокости в этой ленте, особенно в сценах издевательств над женщинами и детьми. Редактор Variety Рамин Сетудех констатирует: "Просмотр этой ленты был одним из самых неприятных в моей жизни!" Тем временем известный кинокритик Андрей Плахов отмечает в "Коммерсанте": "Ларс фон Триер остается единственным большим и бескомпромиссным режиссером ХХІ века. Бывает хорошее кино, бывает плохое, - и есть кино Ларса фон Триера, которое можно любить и ненавидеть, как саму жизнь".