UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: НИ ИСКУССТВА, НИ АДРЕНАЛИНА

Остались только пальмы, ветви с которых кому-то же надо раздавать, - к такому печальному выводу пришла Джанет Маслин, одна из четырехтысячной армии журналистов, призванных освещать крупнейший в мире кинофорум...

Автор: Оксана Приходько

Остались только пальмы, ветви с которых кому-то же надо раздавать, - к такому печальному выводу пришла Джанет Маслин, одна из четырехтысячной армии журналистов, призванных освещать крупнейший в мире кинофорум. Собственно, выброса адреналина на просмотрах жаждала публика, а высокого искусства отчаянно искали члены жюри. Журналисты же более всего оказались охочими до пикантных подробностей, на отсутствие которых на нынешнем фестивале жаловаться не приходилось. Это и скандал вокруг фильма Алексея Германа «Хрусталев, машину!», и декларация новой кинематографической концепции. В первом случае историю с претензиями на фильм со стороны финского продюсера-режиссера Пекка Лехто, утверждавшего, что картина снималась на его деньги, ни французская, ни международная пресса особенно раздувать не стала. Но внимание к самому фильму вся эта шумиха все же привлекла. Так что показ начинался в переполненном зале. Правда, по словам Джоан Дюпон, мало кому оказалось под силу досидеть в зале до конца такой масштабной демонстрации славянской психопатии, но «заснеженные московские улицы и костюмы в этой фамильной саге просто очаровывают». (Вообще-то картина очень натуралистично повествует об ужасах сталинизма.)

Достаточно спокойно восприняла кинематографическая тусовка и провозглашение нового эстетического манифеста. Группа датских режиссеров, созданная в Копенгагене в 1995 году и называющая себя «Догма-95», потребовала отказа от всяческих трюков, декораций, звуковых дорожек, спецэффектов и даже фильтров. И никакой имитации. Не можешь снять сцену убийства «живьем» - лучше не снимай вообще. Так что реалистичности сцены группового секса в ленте идеолога «новой датской волны» Ларса фон Триера «Идиоты» придется верить, даже если не очень хочется. Зато фильм его коллеги Томаса Винтерберга «Семейный праздник» даже был удостоен специального приза жюри.

Правда, мнения критиков, публики и жюри все же совпали, хотя и один-единственный раз - по поводу замечательного дебюта французского режиссера Эрика Зонка «Призрачная жизнь ангелов», посвященного стремлению молодой девушки настроиться на волну дружелюбия по отношению к жестокому окружающему миру, вместо того чтобы, разрушая и отвергая его, разрушать саму себя. Исполнительница главной роли

24-летняя француженка Элоди Буше разделила со своей напарницей приз за лучшую женскую роль.

Зато фильм, которому был присужден Гран-при фестиваля, и который получил поистине восторженный прием публики, критиками был встречен очень недоброжелательно. Речь идет о картине итальянского комика Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», в которой герой картины, ни на секунду не переставая балагурить и не теряя веру в счастливый конец, проходит через все ужасы фашистских лагерей. И хотя его расстреливают, его оптимизм передается сыну, помогая тому выжить и назло всем обстоятельствам стать счастливым человеком. Зрители валом валили на просмотр этого фильма, а сам Бениньи побаловал публику своими эксцентричными выходками: поднимаясь по знаменитой красной лестнице, он исполнил диковинный танец, а на церемонии награждения грохнулся оземь и облобызал ботинки председателя жюри Мартина Скорсезе. Зато кинокритики сочли неэтичным так легкомысленно преподносить тему величайшей трагедии двадцатого столетия.

1074 картины просмотрели члены отборочной комиссии

51-го Международного Каннского кинофестиваля, прежде чем отобрали 22 фильма для участия в конкурсном показе. И хотя среди них были представлены 4 американские киноленты, было очевидно, что очередной фестиваль в очередной раз должен продемонстрировать миру превосходство европейского «высокого» кинематографа над низкопробным американским. До последнего дня, на который был назначен просмотр фильма греческого режиссера Тео Ангелопулоса «Вечность и день», обозреватели выражали надежду, что Золотая пальмовая ветвь будет присуждена именно этой картине. Ведь Ангелопулос уже несколько раз привозил на Каннский фестиваль отличные работы, но до сих пор оставался без награды. После просмотра те же журналисты выражали надежду, что этот фильм награды не получит, так как он оказался самым слабым из всех работ действительно талантливого режиссера. И все же он ее получил. А ни один из американских фильмов никакого приза не получил. Поэтому на весь мир было объявлено об очередной победе европейского киноискусства над «примитивными голливудскими спецэффектами». Правда, сам же Ангелопулос в своем интервью высказался таким образом: «Таксисты в Париже меня уже узнают и деньги за проезд брать отказываются. Правда, о моих фильмах они говорят, что не видели их и вряд ли пойдут посмотреть». Смотреть они будут, скорее всего, именно американские боевики, которые в огромных количествах закупает в Голливуде надменная Европа.