В прошлом году клуб "Співоча родина" отметил свое 20-летие. Участники клуба заложили в его фундамент теплые человеческие взаимоотношения и построили крепкий семейный дом. Главный строитель - Галина Михайловна Лактионова. Вот уж кто мог бы сказать о себе словами Маяковского: "В моей душе ни одного седого волоса". Доктор педагогических наук, профессор, специалист по инновационному типу мышления, но прежде всего - человек, сплотивший вокруг себя людей разных профессий, объединенных любовью к песне. Галина Михайловна рассказала нам, как зарождались семейные узы "Співочої родини".
- Если знаешь, в какую гавань стремишься, любой ветер будет попутным. В далеком 1994-м, когда вы основали клуб, вы заранее знали, под какой ветер направлять свои паруса?
- Все произошло спонтанно. 1994-й был провозглашен ООН Годом семьи, по этому поводу во Дворцекультуры и искусств "Украина" был организован концерт Мареничей. Они были тогда на пике популярности и представляли не только украинскую песню, но и украинскую душу. Ведь поющая семья - это одна из культурных традиций, которую важно не потерять. На этой ноте и появилась идея провести городской конкурс "Співоча родина". Заявки на участие подали более 20 семейных коллективов, которых собрал Дворец детей и юношества. И после выступления, когда жюри пошло совещаться, конкурсанты, раззнакомившись между собой, без каких-либо репетиций, разложив три голоса, пропели "Зеленеє жито, зелене". После полились и другие песни. Эмоциональные ощущения превысили ожидания. Я думала, это будет хорошо, а получилось несказанно хорошо и необычайно тепло. На этой волне вознесения был создан клуб. Мы восполняли то, чего не было тогда в культуре.
- А где начали встречаться и репетировать?
- Домом для нашей семьи стал киевский Дом учителя - он терпит нас и по сей день. За
20 лет меня уже там воспринимают своим полноценным сотрудником (смеется).
- К многочисленным творческим заслугам клуба относится выход в свет книги Мирона Петровского "Романс на рубеже веков". После этого в рамках "Співочої родини" появился еще один клуб - "Клуб любителей романса". Сейчас их четко разделить невозможно. Так как же началась ваша история с романсом?
- Еще будучи директором вечерней женской гимназии, я поехала со своими воспитанницами в лагерь под Полтаву. Прогуливаясь с коллегами, услышала по радио передачу о русском романсе. Что меня поразило и заставило прислушаться, так это квалификация романса на "Ах, романс", "Ох, романс" и "Эх, романс". "Как глубоко и изящно", - подумала я. В конце услышала передачу "Би-Би-Си" с Мироном Семеновичем Петровским. По возвращению в Киев решила его разыскать. Позвонила и предложила провести программу о романсе. Ответ был таким: "Суета - это не мое. Мне ничего не нужно. Мое предназначение - оставлять знаки вечности". Я не уступала, ведь меня так поразила глубина мыслей этого человека. Предложила не ставить точку. Созвонились еще раз. И в итоге провели камерный вечер романса. Из наших бесед я узнала, что у него есть написанная книга - "Исследование романса как культурного жанра". В исследовании - весьма изящная классификация романса. Там они составлены под номерами и с научными комментариями в конце. Это большая исследовательская работа. Но Мирон Семенович был непечатаемым автором, и я решила это изменить, на что он с высоты своего опыта лишь улыбнулся. Но через два года вышло международное издание - "Романс на рубеже веков". По этому поводу в большом концертном зале "Россия" состоялся благотворительный концерт. Затем - презентация книги в Киеве и Одессе. Кстати, благодаря презентации нашли "жемчужину русского романса" Марию Козлову.
- И как же продолжалась ваша история?
- После концерта в зале "Россия" провели большой романсовый концерт в Киеве и посвятили его украинскому романсу. После чего была дискуссия с академиком Мирославом Поповичем, Мироном Петровским и Федором Погребняком на тему: "Чем отличается украинский романс от русского?". Для меня - роскошь общаться с такими людьми. Ведь благодаря романаде я познакомилась с Ольгой Богомолец, Игорем Жуком, Ирен Роздобудько и многими другими. Потом все остальные нанизывались, как бусинки на нитку. Сейчас у меня есть сотканное годами дружбы драгоценное ожерелье.
- В течение 20 лет ваш клуб вручает премию за "Стремление к милосердию". Как родилась идея этой премии?
- В 1992-м в трех номерах журнала "Человек" была напечатана повесть "Сашенька. Последний год. Записки отца". В ней даны уроки любви, благоговения перед жизнью и смертью, уважения к чужому горю, сострадания к близкому. Это был дневник отца умирающей от лейкемии девочки. После похорон отец сделал последнюю запись: "Сашенька, спасибо, что ты пришла и явила мне, что такое любовь…". Эти слова привели меня к мысли - учредить премию для тех, кто способен принять и понять чужую боль, откликнуться на нее. После поделилась идеей с руководителем московского Центра "Будущее женщины" Александрой Очировой. Она согласилась сформировать фонд первой премии. И вот 30 сентября 1994-го, в День Веры, Надежды и Любви, премия "За стремление к милосердию" была вручена впервые. На сегодняшний день среди 40 лауреатов премии - педагоги, врачи, социальные работники, родители-усыновители, мамы-воспитательницы детских домов семейного типа, а также студенты, волонтеры из числа молодежи.
- Какими еще добрыми делами славен ваш клуб?
- Мы стремимся сохранять и развивать украинские певческие традиции. Последние девять лет под руководством Валентины Кузик - кандидата искусствоведения, лауреата премии Н.Лысенко, мы наслаждаемся программами "Рождественских вечеров" с участием светских и церковных хоровых коллективов. Существует цикл программ для детей - "Прилетіла ластівка", "Молоді голоси" и "Діти "Співочої родини". За годы существования клуб организовал более 160 концертных программ, а благотворительная направленность была и остается константой нашей деятельности. Все заседания проходят на бесплатной основе. Ведь наши посетители - люди с неограниченным ресурсом времени, и большинство из них - пенсионеры.
- Что олицетворяет "Співоча родина" лично для вас?
- Если говорить о клубе - это была моя культурная контроппозиция. Я понимала, что культурное пространство в Украине мне не изменить, и не ставила перед собой такой цели. Сначала это было эмоциональное решение, что свойственно людям. Ведь человек - существо вовсе не рациональное, а наоборот - иррациональное. Даже экономические решения люди принимают с эмоциями. Так и у меня - все на эмоциях. А затем я поняла, что формирую свое ближайшее окружение и свою маленькую субкультуру со знаком плюс внутри. Конечно, это потребовало какого-то времени, но, тем не менее, это меня лично развивало, часто приводило к совершенно неожиданным людям и поворотам. Например, недавно была на семинаре в отеле "Президент", сдаю пальто, а гардеробщица спрашивает, когда будет очередной концерт. Вот такие истории случаются время от времени. Как говорил Федор Тютчев: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, - и нам сочувствие дается, как нам дается благодать". В данном случае благодать - это когда собираются люди с родственными душами. В этом и есть смысл того, что я делаю.
- Какие отношения между участниками и гостями "Співочої родини"?
- В клубе существует форма партнерства. Что можно обозначить тремя буквами R -respect (уважение), responsible (ответственность), relationship (взаимоотношения). Между исполнителями и организаторами есть отношения. "Співоча родина" - это настоящее, а настоящего не так уж много в жизни. И люди тянутся к этому. Ведь короля играет свита. Ты сегодня - король, и вокруг тебя есть свита - эта свита тебе ровна, а завтра свита - ты. Это общение, которое и является бесценным.
- "Быть или не быть?" - спустя столько лет задавали себе этот вопрос?
- В связи с Майданом и происходящими в стране событиями мы решили прекратить устраивать концерты, но вскоре к нам пошли многочисленные звонки и письма с просьбами об организации мероприятия. Ведь дело не в самом концерте, а в общении. Именно в этот период я задумалась. Так быть или не быть? Еще и муж на день рождения подарил лежащую лошадку, намекая на отдых, ведь помимо всего у меня прекрасная семья, уже трое внуков, также требующих внимания. Но ведь жизнь - это как танго, в котором главное - это движение. Остановишься - прекратится танец, остановишься - прекратится жизнь.