UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каменная душа. В Украинском доме — «Большой скульптурный салон-2009»

Это уже третий подобный салон. Около 40 полуторатонных экспонатов прибыли в Украинский дом из трех известных исторических и краеведческих музеев Днепропетровска, Донецка, Киева...

Автор: Екатерина Константинова

Это уже третий подобный салон.

Около 40 полуторатонных экспонатов прибыли в Украинский дом из трех известных исторических и краеведческих музеев Днепропетровска, Донецка, Киева. Второй этаж отдан «Шедеврам исторического авангарда» (коллекционер Игорь Воронов), спецпроектам и работам современных скульпторов. Великий мастер Зураб Церетели приехать не смог — по состоянию здоровья.

Фото: Василий АРТЮШЕНКО
Бессменный руководитель данного проекта — директор Украинского дома Наталья Заболотная — говорит о скульптуре как о «тяжелой арт-тиллерии»:

— Да, нас могут обвинить в том, что устраиваем «пир во время чумы». Ведь в Германии подобные выставки проходят раз в десять лет. Но мы же нетерпеливая нация! Выставка состоялась, и это наилучший праздник. Это как свет в конце тоннеля. Данную экспозицию монтировали сутки. Многие рабочие даже отказывались сотрудничать. По-прежнему существуют издержки украинского законодательства относительно произведений искусства. Но самое большое ограничение — то, что Зураб Константинович не смог к нам приехать: резко ухудшилось его состояние здоровья. Этому художнику в январе исполнилось уже 85 лет, а он еще самостоятельно открывает свои выставки.

Интересно, что многие из присутствующих на мероприятии задавались вопросами: а как же изменилась скульптура с течением времени? какие пластические выражения востребованы сегодня? Ведь смысл современной скульптуры отнюдь не тот, который вкладывают в нее городские власти…

Глава представительства аукциона Sotheby’s в России Михаил Каменский был поражен тем, что Украинский дом отважился провести столь масштабную скульптурную ретроспективу. Он отметил, что в Европе не всегда можно увидеть такое количество качественных скульптур в одном месте. Ведь по большому счету такие скульптурные салоны проводятся в обществах со стабильной экономикой. Особенно г-на Каменского поразили скифские бабы и… скифские «мужики».

…Именно в половецких племенах возникли существующие и ныне названия статуй — «бабы», «болваны» (от иранского «палван» — богатырь, атлет), «баббалы» (балбал — камень с надписью). И действительно, эти древнейшие изваяния делятся на женские и мужские: на женских просматриваются шляпы, бусы, подвески, на мужских — кафтаны.

Большинство этих древних изваяний прибыли в Киев из Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. Эта степная монументальная скульптура представляет культуру народов, которые обитали в районах большого пояса степей Евразии от энеолита (IV—III тыс. до н. э.) до средневековья (XII — первая половина XIII в. н. э.) и принадлежали к древнеарийским, ирано- (скифы, сарматы), тюрко- и монголоязычным племенам. Причем у курганных народов и кочевых племен возникла и получила развитие традиция создания монументальных каменных статуй предков, неких охранников существования рода, плодородия, достатка. Самая древняя скульптура — антропоморфная стела «Керносовский идол». Она найдена в 1973 году в селе Керносовка Днепропетровской области. Специалисты назвали это изваяние «жемчужиной коллекции». Кстати, изображения идола помещены в крупнейшие в мире каталоги каменной скульптуры, экспонировавшиеся на всемирных выставках в Мюнхене (Германия) и Аосте (южная Италия).

Фото: Василий АРТЮШЕНКО
— Я наблюдала, как к одному из таких изваяний подошла женщина, помолилась по христианскому обряду, а перед бабой положила дары — продукты, — рассказывает «ЗН» директор Днепропетровского исторического музея Надежда Капустина. — И, представьте, к этому же изваянию она прикладывала своего ребенка. Известно, что вокруг половецких статуй положительное энергетическое поле. В нашем музее даже говорят: «Если у тебя болит голова, пойди обними бабу — и все пройдет…»

На самом деле название «баба» применимо только к половецким статуям, а скифские скульптуры — изваяния. Жаль, конечно, что эти скульптуры не считают искусством. И если они стоят на открытом пространстве, то часто можно увидеть их сваленными, разрушенными, разрисованными. Вообще, агрессия, направленная на скульптуру — это язычество, ведь ты ощущаешь ее плоть. Но половецкую бабу не так легко отодвинуть…

Действительно, скульптура — может, единственное из искусств, к которому можно прикоснуться (в буквальном смысле этого слова). Но если баббалы стояли в Украинском дома без стекла, то большинство скульптур экспозиции «Шедевры исторического авангарда» оказались «под» ним.

Фото: Василий АРТЮШЕНКО
Мировой авангард на салоне в этот раз представлен творениями Альберто Джакометти, Жана (Ганса) Арпа, Генри Мура. Эти скульптуры из частного собрания коллекционера Игоря Воронова, для которого нынешний кризис имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

— Да, денег сейчас меньше, поэтому сложнее приобрести ту или иную работу, — говорит г-н Воронов. — Но обратная сторона — это то, что многие шедевры продают дешево, чтобы залатать финансовые дыры. И даже шедевры можно купить оптом. Если есть наличные, их можно вложить в искусство. И это не самые плохие инвестиции…

Невозможно переоценить новаторство швейцарского скульптора Альберто Джакометти (1901—1966), одного из известнейших мастеров ХХ в. Его творения не покидают первую пятерку рейтинга самых дорогих лотов на мировых аукционах. Поэтому среди всех работ, представленных в Украинском доме, самая дорогая — скульптура Джакометти «Фигура». Сколько стоит это произведение, неизвестно. Но, например, работа этого мастера «Большая стоящая женщина II» в прошлом году на аукционе Christie’s была продана за более чем 27 млн. долларов.

— А что из этого исторического авангарда для вас самое дорогое, но не в плане денег? — спрашиваю Игоря Воронова.

— Очень нравится скульптура Диего Джакометти «Кот». Причем «Кота» я не видел ни на одном аукционе. Все остальные работы были выставлены на продажу, а вот «Кота» не было.

А работы одного из основоположников абстрактной скульптуры Жана (Ганса) Арпа — «Торс рыцаря», «Торс», «Базовая конфигурация» — отличаются мягкими, простыми формами, очень приближенными к естественным.

Еще один гений скульптуры ХХ в. Генри Мур характерен «открытостью формы». В своих работах «Лежачая фигура», «Кресло-качалка», «Король и королева» он пытается передать взаимодействие пластической массы и пространства.

Интересен проект Александра Сухолита «Моя архаика». Фигуры этого скульптора как будто бы пролежали много веков под землей. Просто удивительно, что они созданы современником.

— Да, в искусстве есть классика, есть модерн, а есть архаика, — говорит «ЗН» Александр Сухолит. — Это искусство, которое было еще на заре цивилизаций. Скажу, что архаика присутствует у каждого скульптора. Это искусство детское, наивное, первобытное. Есть как почитатели, так и коллекционеры архаики.