В нашей Южной Пальмире завершился международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе». Гостем форума был великолепный и неподражаемый Александр Калягин, который посетовал «ЗН» на трудную долю жизнь театров не только в Украине, но и в России.
От таких фестивалей, несомненно, немало пользы. Они и создаются для того, чтобы помочь творческим людям обменяться опытом, наладить кое-какие контакты. Например, директора Одесской русской драмы Александра Копайгору — хлебом не корми, а дай на гастроли съездить! Кстати, именно этот театр и готовится к десанту в Орел — на сцену местного драмтеатра имени Тургенева. Там намерены показать чеховскую «Чайку», которую в Одессе поставил Алексей Литвин.
А уже осенью будущего года, возможно, осуществится давняя мечта одесситов и американский режиссер Нил Флекман поставит в нашем городе одну из современных пьес. Так что долой границы для творческих идей и людей!
«Духовным отцом» (можно и без кавычек) «Встреч в Одессе» уж который год является драматург Александр Мардань, чьи пьесы широко шагают по планете… Его произведения ставятся и в Киеве, и в Москве, и в Тель-Авиве. На одесском форуме также нашлось место его произведению.
Полезная акция в рамках форума — мастер-классы преподавателей сценической речи. Ведь частенько случается, что в том или ином спектакле артисты толком и не знают, где нужно сделать ударение в ушедшем из повседневного обихода слове. Это касается не только русской речи. Председатель СТД Украины Лесь Танюк также ратовал за чистоту украинской речи на современных сценах, поскольку и с этим вопросом не все в порядке.
Несомненно желанным vip-гостем в рамках фестиваля стал Александр Калягин — председатель СТД России и просто великолепный актер. В Одессе он долго размышлял о театральном будущем наших двух стран.
— Между нашими странами существует кровеносная система, — говорит Калягин. — И творческие форумы только способствуют развитию и великой украинской культуры, и великой российской культуры. Мы вышли все из одной купели, поэтому и театральные судьбы наши переплетены. Хотя, конечно, сегодня любой театр представляет собой очень лакомый кусочек для бизнеса — с точки зрения расположения здания. «Прелесть» этого беспредела заключается в искушении позариться на лакомый кусок, забыв о морали и духовности, чтобы в результате захватить здание… Ведь театры всегда находятся в привилегированных географических местах — в центре городов… И у нас в России были такие попытки. Но, к счастью, не один театр не удалось захватить! Хотя, к сожалению, сами театры часто дают повод для подобных атак, превращаясь в антрепризные площадки, выкачивая из зрителя деньги низкопробными спектаклями… И уже власти начинают смотреть на такой театр сквозь пальцы. Увы, забывают, что театр должен лечить душу, как медик лечит тело. Театр обязан рассматривать человека с точки зрения его болевых качеств.