UA / RU
Поддержать ZN.ua

Калиновый кордон

Фестиваль «Кобзарские сезоны Волыни», состоявшийся в Кременце Тернопольской области, впервые собрал в одну большую компанию выдающихся народных певцов с Житомирщины, Тернопольщины, Ривненщины, Киевщины, Волыни...

Автор: Светлана Клос

Фестиваль «Кобзарские сезоны Волыни», состоявшийся в Кременце Тернопольской области, впервые собрал в одну большую компанию выдающихся народных певцов с Житомирщины, Тернопольщины, Ривненщины, Киевщины, Волыни. Широкая география участников символизировала единство украинских земель, а сам фестиваль получил другое, неофициальное название — «духовного». И это неспроста: издавна именно кобзари выступали главными идеологическими вдохновителями нашей нации.

Часть программы фестиваля состоялась на горе Черче, где расположено Пятницкое казацкое кладбище. Еще до недавнего времени в тени его кустов любила отдыхать молодежь, а бабушки на кладбищенской территории выпасали коз. Это, собственно, и побудило художественного вождя «Кобзарских сезонов Волыни» Александра Смыка полгода назад инициировать идею проведения «Сезонов». Сейчас же, после звонких солопений, можно, по его словам, говорить об условной оси единения между Черчей в Кременце и Чернечей горой в Каневе. Организатор уверен: Пятницкое кладбище должно превратиться в первый украинский пантеон воинов национально-освободительной борьбы. И хотя погост сегодня даже не внесен в государственный реестр памятников истории и архитектуры, он уникален. Здесь, рядом с несколькими десятками казаков, погибших в 1648 году при штурме под предводительством Максима Кривоноса Кременецкой крепости, покоятся останки пяти кобзарей. Каменные плиты на их могилах имеют круглую, как у бандуры, форму. Время не сохранило имен певческих поводырей народа, зато оставило красивую легенду: после боя за крепость (тогда она, кстати, была взята приступом в первый и в последний раз в истории) казаки не успели похоронить своих побратимов, поскольку уже стемнело. Утром, проснувшись, они увидели, что тела исчезли, а на месте гробов появились каменные кресты. Это сам Всевышний, говорят люди, позаботился о воинах...

После заупокойной панихиды кобзари со всей Украины воспели могилы казацкого захоронения своими думами. Председатель Союза кобзарей Украины, заслуженный артист Украины Владимир Есипок, в частности, сказал: «Вот где нужно учить наших детей патриотизму. Когда-то король Ян Казимир, услышав о поражении польской шляхты под Корсунем, отметил: «Казаков я не боюсь, мы еще не раз с ними встретимся, а вот кобзарей по весь Украине приказываю уничтожить!». При Сталине были убиты 200 кобзарей. В 1990-х годах в Украине их насчитывалось 13, сейчас — около 80. Кобзарство на украинской земле — явление, которое не уничтожить никому.

Киевлянин Валерий Левандовский увлекся кобзарством после выхода на пенсию. Раньше, когда работал механиком литейного цеха на Киевском металлургическом заводе им. Лепсе, на бандуре не играл и не пел — стеснялся. А теперь, беря в руки инструмент, как будто молодеет, забывает о житейской суете. Очень интересуется пением молодежь, поскольку в думах что ни песня — то история...

Исполнитель традиционного кобзарского репертуара в сопровождении старосветской бандуры, киевлянин Тарас Силенко приехал на фестиваль с 11-летним сыном Святославом. Тарас по специальности фольклорист, рутина заставляет его заниматься и физической работой, а поет человек по зову сердца. «В урбанизированных городах есть люди, которые понимают: душе нужно что-то светлое, такое, что объединяет нас с пращурами, — объясняет Тарас. — Моя любимая тема — казацкая, но люблю и песни, рожденные современной освободительной борьбой, произведения философского направления. Каждая песня создана не случайно: например, для стабилизации психологического состояния или же подъема духа, или попытки углубиться в себя. Играю лет с 17-ти, Святослав — с шести. Я его еще маленького сознательно брал во все походы, чтобы он видел не только меркантильных людей, но и других, стремящихся что-то познать, донести до нас какие-то духовные вещи. Традиции наших предков сегодня уничтожаются. Чем больше мы будем отдаляться от своих корней, тем легче будет нам навязать чужие идеологии, моды, аморальность. Те, кто это нам сейчас «дарит», хорошо осознают настоящее состояние дел и потому заботятся о методах этнической войны...».

На недавно благоустроенном Пятницком кладбище кобзари высадили «калиновый кордон». Эти деревца не только украсят святое место, но и будут соседствовать со старым крестом, который коммунальщики, убирая кладбище, по причине ненужности выбросили неподалеку в кладбищенские кусты. В запале подготовки к фестивалю неуважительно обошлись с редчайшим итальянским кедром и работники районного РЭМ — обрезали на нем часть ветвей, поскольку они как будто мешали проезду по улице Казацкой... Хочется, чтобы, возвращаясь к памяти, традициям, культуре, люди грубо «не выбрасывали из купели ребенка».

В течение трех дней фестиваля было сделано много полезного: открыта выставка кобзарства в краеведческом музее, учреждена первая кобзарская фотосессия, снят фильм о Пятницком кладбище, проведен концерт на зеленой эстраде местного парка культуры и отдыха... В Кременце надеются, что «Кобзарские сезоны Волыни» станут традиционными и дадут толчок для других добрых дел в крае.

«Кобзарские сезоны Волыни» продолжились в с. Пляшеве на Ривненщине.