UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАЛЕЙДОСКОП ТЕАТРАЛЬНОСТИ ВО СЛАВУ ШЕКСПИРА

Двенадцатая ночь после Рождества Христова - последняя ночь рождественского веселья. Праздники и уличные шествия позади...

Автор: Ольга Островерх

Двенадцатая ночь после Рождества Христова - последняя ночь рождественского веселья. Праздники и уличные шествия позади. Впереди - долгое ожидание весны.

«Двенадцатая ночь, или Что угодно» - последняя жизнерадостная пьеса Шекспира, прощальный карнавал его блестящих комедий. Эта пьеса может быть «чем угодно». Шекспир на этом настаивает.

Черниговский Молодежный театр (спектакль которого завершал фестивальную программу «Слов'янських зустрічей») буквально воспринял пожелания автора, сотворив из «Двенадцатой ночи» взрывоопасную смесь театра и цирка. В жертву безумному ритму принесены добротные академические традиции шекспировских постановок и длинные монологи. Характеристики героев однозначны, как карнавальные маски. В неприкосновенности осталось самое главное - стихия всепоглощающего веселья и динамика действия. Спектакль балансирует на грани цирковой эксцентрики и актерского

капустника, ежеминутно рискуя выйти за рамки хорошего вкуса. Но, к счастью, этого не происходит: зрители слишком много смеются, чтобы обращать внимание на возмутительно фамильярное обращение с классическим наследием.

Создается впечатление, что режиссер Андрей Бакиров решил провести смотр технических возможностей труппы. Выяснилось, что они почти безграничны. Если бы режиссер потребовал от актеров играть спектакль, передвигаясь по сцене вверх годовой, они незамедлительно выполнили бы его требования. Но поскольку столь эксцентричная мысль не осенила постановщика, участники спектакля ограничились непринужденным канканом на ходулях, двойными сальто и лазаньем под колосниками сцены.

Но ie следует забывать, что основной темой шекспировской комедии все-таки является любовь во всех ее проявлениях: любовь братская, любовь безответная, любовь-наваждение и любовь к выпивке. Поэтому без определенного набора лирико-патетических сцен не обойтись. Но меланхоличных влюбленных, дабы они не тормозили действие, сметает со сцены карнавальная толпа в масках. Последние слова лирического монолога еще висят в воздухе, а на сцене уже паясничает наглый шут с подбитым глазом (Мирослава Витриховская, изменившая своему имиджу инфернальной Панночки и испорченной набоковской девочки). Спектакль представляет собой калейдоскоп эпизодов, каждый из которых - маленький шедевр театральности.

Это абсолютно актерский спектакль, неконтролируемый выплеск театральной энергии. Он не оставляет ощущения пира во время чумы. «Двенадцатая ночь» черниговского Молодежного театра играется в пространстве и измерении шекспировской Иллирии - вымышленной страны, где любовь и охота - главные занятия жителей и где можно делать что угодно не только в двенадцатую ночь.