UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ВОЗРОЖДАЮТ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР В БАРСЕЛОНЕ

Это было, может быть, не самое прекрасное творение архитектуры в Барселоне, но когда 31 января 1994 года жестокий пожар разрушил здание барселонского оперного театра «Лисео», его оплакивала вся Испания...

Автор: И. Герцберг

Это было, может быть, не самое прекрасное творение архитектуры в Барселоне, но когда 31 января 1994 года жестокий пожар разрушил здание барселонского оперного театра «Лисео», его оплакивала вся Испания. Ведь на протяжении почти 150 лет он был центром культурной и социальной жизни города и на его сцене начинались ослепительные карьеры таких выдающихся певцов, как Виктория де лос Анджелес, Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас.

Вообще барселонцам не привыкать восстанавливать театр после пожаров. Первый из них случился в 1861 году, и уже через год здание красовалось в прежнем виде. Нынешнее восстановление потребовало почти пяти лет и 95 миллионов долларов. Если все будет идти по плану, то здание торжественно откроется ровно через год гала-концертом и торжественной церемонией с участием испанского короля Хуана Карлоса, а в октябре 1999 года в нем начнется оперный сезон. Кстати, первым спектаклем его будет опера Пуччини «Турандот», которая должна была прозвучать в зале «Лисео» 1 февраля 1994 года. Если бы не помешал пожар.

Уже известно имя нового музыкального руководителя театра: Бернар де Билли, 33-летний француз, чья карьера успешно формировалась в театрах Австрии и Германии. У него непростая задача: хотя после пожара оркестр и хор театра не были распущены и концерты и даже оперные спектакли продолжали проходить в других помещениях, заняты музыканты были не более шести месяцев в году, что существенно подорвало качество обоих коллективов. Да и число оркестрантов и хористов значительно уменьшилось. Так что молодому дирижеру придется за год восстановить необходимый музыкальный уровень.

«Театр будет выглядеть точно, как старый. Но фактически это будет театральное здание XXI века, - рассказывает генеральный директор «Лисео». - Он будет готов к операциям со всеми аудиовизуальными новинками. Сцена даже сможет превращаться в телестудию». К тому же удалось построить в нем подземное фойе, где можно проводить камерные концерты, и магазин сувениров, расширить площадь подсобных помещений за кулисами, добавить несколько репетиционных комнат.

При всех трудностях и дороговизне столь кардинального обновления ремонт идет на удивление гладко, представляя поучительный пример для других европейских театров, прошедших или проходящих сейчас аналогичную фазу ремонта и восстановления (как, например, лондонский Ковент-Гарден, чей дорогостоящий ремонт сопровождается нескончаемыми скандалами по поводу неумелого руководства театром). Барселонцы сумели сбалансировать интересы местного и областного правительства, частных владельцев «Лисео» (он принадлежит 400 пайщикам) и испанских налогоплательщиков. В финансировании ремонта участвуют они все плюс крупные бизнесы Барселоны.

«Лисео» - единственный оперный театр Барселоны. В прошлом его сильной стороной были замечательные голоса солистов, блиставших в традиционном репертуаре XVIII-XIX веков. Но теперь руководство надеется, что сможет чаще ставить оперные шедевры XX века и приглашать самых авангардных режиссеров. Так как Барселона стала одним из главных туристских центров Европы, дирекция предполагает установить даже систему субтитров (похожую на ту, что используется в Метрополитен-опере). Чтобы зрители могли выбрать свой язык и увидеть текст оперы по-английски, французски, итальянски, испански или немецки. «А как же каталонский язык?», - спросил у генерального менеджера корреспондент «Нью-Йорк таймс» Аллан Ридинг, памятуя о том, что Барселона - столица Каталонии. «О, текст на каталонском будет высвечиваться прямо над сценой. Крупными буквами», - просиял менеджер.