UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК РАБОТАЕТ МЕХАНИЗМ ЧЕСТНОСТИ?

Шестого и седьмого февраля в Киево-Могилянской академии проходил семинар «Защита авторского прав...

Автор: Ростислав Семкив

Шестого и седьмого февраля в Киево-Могилянской академии проходил семинар «Защита авторского права в литературе и музыке», организованный «Чільною українською молодіжною мистецькою аґенцією» (ЧУММА) при содействии программы малых проектов Посольства Королевства Нидерланды. Слоган семинара поражал истинно буржуазной конкретностью: на плакатах и папочках под схематизированным человечком, прижимавшим руку к сердцу, стояло одно короткое слово — «Мое».

Советская эпоха проблему авторского права фактически игнорировала. Словосочетание интеллектуальная собственность вызывало подозрение обеими своими частями: интеллигент, носитель интеллекта, никогда не был в почете по причине своей потенциальной опасности для системы, а собственность... С этим атрибутом капитализма война велась на всех уровнях. Поэтому никто ничего особо не защищал. Не то чтобы авторского права не существовало вообще. Просто обойти его не было проблемой. Прецедентов защиты интеллектуальной собственности не существовало. С этой точки зрения Союз, допуская подобное интеллектуальное каперство, чем-то напоминал старую Британскую империю — были здесь и свои Дрейки, и свои Морганы. Проект ЧУММА возник, очевидно, из осознания парадоксальности современной украинской ситуации: мы уже, в общем, знаем, что свои авторские права следует защищать, а чужие — покупать, но не хватает желания заниматься такими «второстепенными» вопросами, а еще больше не хватает людей, знающих, как все это делать.

Первая же лекция семинара, прочитанная Кристиной Мацив, представляющей канадско-украинскую юридическую компанию «Кравец—Левенец», касалась именно общих положений авторского права. Схематично все выглядит очень просто: если кто-то что-то создал (даже снежную бабу или настенное графити), то этот объект считается авторским произведением и охраняется соответствующими законами не только при жизни автора, но еще лет 70 после его смерти. Это значит, что никто, кроме самого автора или его художественного агента, не может показывать созданное графити за деньги, наживаясь на интеллекте, инвестированном автором в его произведение. Следовательно, у всего созданного есть правовладелец, и прежде чем приступить к воспроизведению, необходимо получить на это разрешение и, соответственно, заплатить какую-то сумму за эксплуатацию части чужого ума. Г-жа докладчица особо подчеркивала повсеместное присутствие права: охраняется буквально все — и это позволяет авторам, раз написав популярный роман или песню, безбедно существовать на проценты от их тиражей. Каждый купленный «Гарри Поттер» приносит своему автору и компании-правовладельцу лишнюю гривню-другую. С компакт-дисками сложнее: даже этой гривни-другой от местного покупателя ни Мадонна, ни Иглесиас не имеют.

Орест Бакайчук из Львова представлял первое в Украине литературное агентство «Пирамида», владеющее правами на издание произведений Юрия Выннычука. Это успешный бизнес — скажем, суммарный тираж одной из лучших книг Выннычука «Легенди Львова» уже достиг 20 тыс. экземпляров. Собственно, вокруг практики литературных агентств развернулась наиболее показательная для данного семинара дискуссия. Авторы вполне резонно переживают, что определенное учреждение элементарно обманет их, дешево купив права на их тексты, а затем развернув ими прибыльную торговлю. Сторонники агентурных форм соблюдения честности объясняли, что подобная продажа своей интеллектуальной собственности посредникам, наоборот, довольно выгодна: автор продает все — права на печатные и электронные издания, покет-буки и комиксы, даже права на выпуск футболок с первыми строками его стиха, — а потом забывает обо всех этих проблемах, и лишь получает проценты. Как лучше продать созданное — это уже забота агентства. Разумеется, есть и неудобства: если даже ближайший родственник автора пожелает переиздать его книгу (или песню) для продажи, автор не сможет ему этого позволить — брату и свату придется иметь дело исключительно с агентством. Кроме этого, неожиданности автору не угрожают — нужно лишь внимательно читать договор, который тебе предлагают подписать, — тогда потом не придется грустить, что кто-то бесконтрольно эксплуатирует придуманного тобой конька-прыгунка. Наконец, подписывая авторский договор, можно проконсультироваться у профессионального юриста!

Другой интересный разговор был именно с юристом. В Украине существует государственное учреждение, занимающееся надзором за соблюдением авторского права, — Украинское агентство авторских и смежных прав (УААСП). Именно там можно получить консультацию и понять, что вам предлагают продать, и сколько реально вы от этого будете иметь. Кроме этого, автор может свое произведение зарегистрировать — внести в специальный фонд УААСП, как кладут ценности на хранение в банк. Если когда-то кто-то растиражирует придуманную вами песенку на пиратских CD, вы сможете подать на обидчика судебный иск, а зарегистрированное в УААСП произведение станет доказательством в этой борьбе за честность.

На следующий день должен был состояться «круглый стол», где обсуждались бы претензии владельцев арт-кафе «Последняя баррикада» к одноименной программе на «1+1». Возможно, в недалеком будущем нас ждет новый виток этого скандала. В любом случае, настоящая борьба за права в нашей стране лишь начинается.