Заметным событием в жизни украинских библиотек в 2011 году стало утверждение национально-культурной целевой программы развития единой информационной библиотечной системы «Библиотека - XXI», рассчитанной на 2011-2015 годы. В Госинформнауки была создана специальная рабочая группа, в которую вошли и представители ведущих библиотек. На выполнение программы предусмотрено ориентировочно 340 млн. грн., из которых 100 млн. планировалось освоить еще в прошлом году. Однако ни одного миллиона до сих пор не выделили, и что-то между строк этой программы подсказывает: ожидать серьезных результатов не приходится.
«Установят компьютерную технику, возможно, для проформы, введут какие-то электронные ресурсы для школьников...» - такое мнение высказывают библиотекари, с которыми пришлось пообщаться.
Тем временем украинские библиотекари своими силами пытаются адаптироваться к реалиям информационного общества и вне рамок государственной программы постепенно выполняют ее задачи. Прежде всего - разработка и внедрение единых форматов обмена библиографическими и архивными записями согласно международным правилам; оцифровывание документов и книг, хранящихся в библиотечных, архивных и музейных фондах; создание электронных репозитариев результатов современных исследований университетов; налаживание подписки электронных журналов и т.п. Все это чрезвычайно важная работа, которой сегодня не хватает лишь создания единой информационной библиотечной системы, как это задекларировано в государственной программе. Суть простая - чтобы посетитель любой, даже публичной, библиотеки, не говоря уже об академических, мог получить доступ к национальному электронному хранилищу информации и возможность удобного и быстрого ее поиска. Однако особую обеспокоенность разработчиков программы, судя по ее содержанию, вызывает безопасность такой системы. Ведь вполне естественно, что миссия современной библиотеки - дать человеку нужную информацию, а не прятать ее и создавать барьеры для ее получения.
Формальное и фрагментарное понимание сущности понятия «электронная библиотека» нашло отображение еще в одном аспекте. В упомянутой государственной программе вообще не учтены нужды информационного обмена и коммуникации с мировым академическим сообществом.
Можно лишь догадываться, каким образом реализация программы будет способствовать «созданию условий для международного сотрудничества и интеграции в мировые библиотечные сети», в частности во Всемирный каталог Worldcat или такие мегапроекты, например, как Всемирная цифровая библиотека или Европиана и др.
Современная библиотека должна стать не просто хранилищем данных в бумажном или электронном виде, а центром управления информационными потоками. В этом ее новая социальная роль в информационном мире. И именно такого комплексного подхода к институционному развитию украинской библиотеки нужно придерживаться во время реализации государственных программ.
* * *
Проект «Электронная библиотека Украины: создание центров знаний в университетах Украины» (Elibukr©) начат в 2009 году Киево-Могилянским фондом Америки при финансовой поддержке Региональной миссии агентства США по международному развитию (USAID) в Украине. Проект предусматривает подписку лицензированных информационных продуктов - электронных журналов, электронных книг, баз данных. Его основа - единый портал, который направляет пользователей ко всем типам электронной информации.
Первой экспериментальной площадкой, открывшей украинцам путь к интеграции в мировое академическое сообщество, была постоянная библиотека Киево-Могилянской академии, потом присоединились Харьковский национальный университет им.В.Каразина, Донецкий национальный технический университет, Волынский национальный университет, Сумской государственный университет и другие. Сегодня Elibukr объединяет около двух десятков ведущих украинских университетов-участников - появились четкие очертания нового мощного национального проекта. Завершено развитие организационной и технической инфраструктуры. Тысячи украинских студентов и преподавателей уже более трех лет пользуются преимуществами доступа к мировым академическим электронным ресурсам, покрывающим все отрасли знаний (технические, медицинские, социальные и гуманитарные науки), через базы данных EBSCO, электронные журналы от JSTOR, Elsevier, Springer, Oxford University Press и т.п.
Кроме участников проекта, благоприятные отзывы и готовность присоединиться к нему высказывают и ректоры других ведущих украинских университетов. Но, к сожалению, на сегодняшний день, вопреки многочисленным обращениям, проект не имеет государственной финансовой поддержки и уже третий год балансирует на грани выживания. Попытки получить государственное финансирование каждый раз неудачны, хотя представители высших эшелонов украинской власти с пониманием относятся к такой необходимости. В 2010 году премьер-министр Украины Николай Азаров дал официальное поручение Минфину и Минобразования рассмотреть возможность финансовой поддержки проекта, однако даже малости необходимых средств в бюджете не нашлось. Не включили проект и в упомянутую выше государственную программу.
Так что от начала создания Elibukr развивается лишь благодаря энтузиазму его основателей, финансовой поддержке международных организаций и фондов, а также привлечению мизерных объемов собственных средств, которые могут себе позволить университетские библиотеки в Украине. Мало того, международные доноры готовы и в дальнейшем предоставлять финансирование, но на началах партнерства, потому что нет смысла инвестировать в проект, который ничуть не интересует национальное правительство. Таким образом, хотя бы подписка доступа в мировые научные базы данных для ведущих украинских университетов могла бы стать весомым и достаточным вкладом Украины в общее дело.
В Национальной библиотеке Украины им. Вернадского говорят: «Мы как индивидуальный пользователь ежегодно тратим около 370 тыс. евро на подписку доступа к мировым электронным базам данных. Если бы это было коллективно, на государственном уровне, было бы намного дешевле». Поставщики упомянутых услуг с удивлением смотрят на Украину, потому что даже в таких небольших европейских странах, как Румыния или Болгария, действуют программы централизованной подписки академических электронных ресурсов для публичных библиотек, университетов, научно-исследовательских центров. И это при том, что научно-технический потенциал и потребности Украины в международной коммуникации значительно больше. Конечно много нужно позаимствовать, но и Украине есть что показать.
* * *
«Зачем создавать инфраструктуру доступа к мировым электронным ресурсам? У нас есть Google!» - часто говорят не только в студенческой среде, но и в кругу почтенных людей, принимающих важные государственные решения. В самом деле, людям, не отягощенным желанием синтезировать новые идеи или основательно овладевать знаниями в той или иной отрасли, поисковые системы, Википедия и другие веб-ориентированные проекты с открытым доступом кажутся исчерпывающими и всеобъемлющими источниками информации. Впрочем, попробуйте найти в упомянутых ресурсах результаты последних мировых исследований, скажем, по микробиологии, химии, социологии, статьи из важных научных журналов с высоким импакт-фактором. Разве не это нужно настоящим профессионалам или людям, которые хотят ими стать?
Глобальные поисковые интернет-проекты, безусловно, полезны с точки зрения возможности быстро получить ответ на любой вопрос. Но беда в том, что Украина ограничена потреблением исключительно вторичной, поверхностной информации, не пригодной как материал для создания собственного конкурентоспособного продукта. За иллюзией интеграции в мировое информационное пространство кроется полнейшая изолированность страны от информации, владельцы которой на самом деле владеют миром.
Таким образом в обществе нивелируется собственно ценность информации - ни высшее руководство государства, ни тем более простые украинцы, которых постоянно попрекают лояльностью к интеллектуальному пиратству, никак не могут постичь, в чем же эта ценность заключается. Отсюда и системное несоблюдение законодательства в сфере защиты авторских прав и интеллектуальной собственности (которое, кстати, отвечает лучшим европейским стандартам), и неодиночные случаи плагиата.