UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ПРОДАЕТСЯ МУЗЫКА

Демократические принципы цивилизованного развития Украины как суверенного государства, провозглашенные в 1991 году, до этого времени в отдельных сферах общественных отношений не нашли своего достаточного воплощения...

Автор: Сергей Ступак

Демократические принципы цивилизованного развития Украины как суверенного государства, провозглашенные в 1991 году, до этого времени в отдельных сферах общественных отношений не нашли своего достаточного воплощения. Особенно это выражается в вопросе признания и реализации прав в сфере интеллектуальной и творческой деятельности граждан. В Украине эти отношения регулируются законом «Об авторском праве и смежных правах», а также другими нормами законодательства Украины, в частности положениями, которые содержатся в Бернской, Венской и Фонографической конвенциях по вопросам интеллектуальной собственности. Они ратифицированы украинским парламентом и направлены на реализацию Всеобщей декларации прав человека.

Большая программа

ЮНЕСКО «Развитие культуры: наследство и творчество», которая разветвляется на составные - «Творчество и индустрия культуры» и дальше «Индустрия культуры и авторское право», - убедительный аргумент, что такая товарная группа, как фонограммы, аудиовизуальная продукция, другие музыкальные мультимедийные материалы, принадлежит к индустрии культуры. Это значит, что, в свою очередь, проблема защиты авторского права и смежных прав - прерогатива индустрии культуры, которая должна воплощаться в жизнь через развитие творчества и предпринимательства в этой сфере как цельного явления.

В отрасли фонографической и аудиовизуальной издательской деятельности специфика заключается в пересечении интересов многих министерств, ведомств, а также участников легального бизнеса - авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и аудиовизуальной продукции и т.д. Но фактически до второго полугодия 1997 года ни государство, ни другие упомянутые субъекты рынка не сделали существенных шагов в налаживании отраслевых цивилизованных отношений, противостоянии «пиратству», формировании общественного мнения относительно важности защиты интеллектуальной собственности, в частности авторского и смежного права.

К сожалению, первые попытки нашего правительства наладить легальный хозяйственный оборот фонографических и аудиовизуальных произведений дали практически противоположные результаты. В частности, постановление Кабмина «Об утверждении правил розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм» вступило в силу с января 1998 г. Но уже в марте этого же года арбитражный суд Украины удовлетворил иск субъекта предпринимательской деятельности к Кабинету министров о признании недействительным п.24 Правил в части запрета продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в мелкорозничной торговой сети. В дальнейшем судебная коллегия отменила предыдущее решение на основании того, что судья (якобы) вышел за пределы компетенции арбитражного суда. Но вскоре Конституционный суд Украины указал, что положение п.1 ст.14 Арбитражного процессуального кодекса о подсудности споров Высшему арбитражному суду при рассмотрении дел, в которых одной из сторон выступает Кабмин, в том числе о признании недействительными его актов, отвечает Конституции Украины. Это решение есть обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и обжалованию не подлежит. К этому можно добавить, что п.24 Правил, к сожалению, не единственное его «узкое место».

Указ Президента «Об упорядочивании торговли некоторыми подакцизными товарами, связанными с использованием аудиовизуальных произведений и экземпляров фонограмм» предполагал, согласно п.1.2, принятие Кабмином в месячный срок нормативно-правовых актов, направленных на его исполнение. Время показало, что предложенный в указе подход к обеспечению организации надлежащего оборота экземпляров фонограмм и аудиовизуальных произведений вряд ли можно считать удачным. Что же касается его реализации (имеется в виду постановление Кабмина «Об утверждении порядка выдачи аттестатов на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли»), этот правовой акт в некотором отношении усложнил деятельность «пиратским» структурам, но в то же время добавил огромных проблем тем, кто занимается легальным бизнесом.

Внедренный механизм реализации указа сложен в исполнении и очень длителен, что в условиях быстроменяющегося спроса на фонографическом и аудиовизуальном рынке делает легальный бизнес по отношению к «пиратскому» еще более неконкурентоспособным. К этому следует добавить, что при ценообразовании аттестата в силу некорректности данных в расчетах, использованных Министерством внешних экономических связей и торговли, произошло искусственное увеличение цены аттестата в десятки раз. А это противоречит законодательству, в частности п.2 вышеупомянутого указа Президента, согласно которому за аттестат устанавливается плата в размере, необходимом для покрытия затрат на его изготовление, оформление и выдачу.

Прежде всего, имеется в виду, что необходимое количество аттестатов в год определено в 34 000 единиц. Аттестат должен сопровождать каждую накладную приема-передачи товара в оптовом обороте, а потом и в розничном, а количество всей реализованной товарной массы видео-, аудиокассет и компакт-дисков составляет в год десятки миллионов единиц, то есть требует сотен тысяч аттестатов. Согласно информации представителя МВЕСТорга, которую он сообщил на международной конференции «Фонографическая и аудиовизуальная продукция на рынке Украины. Формы и методы защиты авторских и смежных прав», с момента внедрения аттестата на протяжении первых 8 месяцев реализовано только 3011 аттестатов. А это значит, что уже на тот момент бюджет недополучил более 1 млн. грн. и, соответственно, аттестат как эффективный механизм защиты авторских прав полностью дискредитирован.

Но вместо того, чтобы основательно пересмотреть свое предложение относительно использования аттестата, Кабинет министров фактически спровоцировал Президента подписать указ «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 20.05.98г. №491», согласно которому абсурдно высокая цена аттестата в 51 грн. должна увеличиться в …10 раз(!) за какую-либо партию товара, пусть даже в три аудиокассеты. Основными субъектами закупки аттестатов являются небольшие предприятия или частные предприниматели, которые не могут закупать товар большими партиями и поэтому или будут работать нелегально, или выйдут из этого бизнеса вообще. Большие оптовые фирмы тоже не станут оплачивать такую стоимость аттестата, потому что без розничного продавца им некому будет предлагать свои услуги, и аттестованная продукция просто останется на складе.

Такие неудачные попытки со стороны государства не улучшили ситуацию в обеспечении защиты авторских прав, но повлекли за собой дальнейшую тенизацию рынка, усиление коррупции.

Наверное, именно показанным ходом событий можно объяснить феномен стремительного развития общественной активности, которая наблюдается последнее время среди авторов, исполнителей, изготовителей и распространителей фонограмм. Красноречивым отображениям этого является становление только на протяжении последних полутора лет таких общественных организаций, как Объединение производителей фонограмм и продюсеров фонограмм, Ассоциация операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей, Объединение деятелей музыкальной и аудиовизуальной индустрии (ОДМАВИ), Объединение «Оберіг» (управление смежными и авторскими правами).

Сегодня эти, а также другие профильные общественные организации разрабатывают идею создания негосударственного органа управления фонографической отраслью, который, объединив представителей правообладателей и пользователей объектами авторских и смежных прав, возьмет на себя ответственность перед обществом и государством оказать последнему существенную помощь в становлении отрасли и развитии легальных общественных отношений.

Неудачи в попытках урегулировать ситуацию в отрасли фонографической и аудиовизуальной издательской деятельности заключаются прежде всего в игнорировании специфики отношений между субъектами данной отрасли. Например, такие дефиниции, как «производитель фонограмм», «продюсер», «организация управления правами на коллективной основе», до сих пор в полной мере не осознаны.

А ведь отсутствие института продюсерства как основного звена по обеспечению интересов всех заинтересованных сторон или торможение становления организаций управления правами - это те проблемы, не решив которые рассчитывать на принципиальные подвижки не стоит. В развитых странах, где все вышеупомянутые институты отлажены, правильное использование объектов авторского права обеспечивает 4-7% валового дохода.

Фонографическое дело должно стать той оффшорной зоной народного хозяйства, в которой государство получит действенную поддержку со стороны заинтересованной структурированной части общества. Такое развитие событий продемонстрировало бы преимущества корпоративного сотрудничества государственных структур с «третьим сектором» и способствовало бы дальнейшему развитию открытости нашей общественной жизни.

Поэтому без комплексного подхода в балансировке интересов всех субъектов фонографического дела невозможно ожидать позитивных результатов, как в защите интеллектуальной собственности, так и в обеспечении законных поступлений в бюджет.