UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как комсомолец мажору

Чего только не делают отдельные особи гомо сапиенс для того, чтобы стать известными! Недавно видел по телевизору, как один британец цеплял на лицо деревянные прищепки для белья...

Автор: Андрей Бондар

Чего только не делают отдельные особи гомо сапиенс для того, чтобы стать известными! Недавно видел по телевизору, как один британец цеплял на лицо деревянные прищепки для белья. О нем показали сюжет в программе о разных чудаках, но, к сожалению, в книгу рекордов Гиннесса ему попасть не удалось: он повесил прищепку на неразрешенное правилами место. Уверен, в следующий раз ему повезет.

Как повезло известному в узких кругах критику (?), корреспонденту (?) или просто киевскому студенту Анатолию Ульянову (не путать с Лениным). О нем напечатали в известной всеукраинской газете «Зеркало недели»! А почему напечатали? Да потому что лидер! Да, он лидер украинского литературного Интернета. Человек, который, не побоюсь этого слова, любит литературу и литераторов, регулярно обновляя сайт «Украинский литературный портал». И сайт этот действительно интересный — говорю без какой бы то ни было иронии: я часто заглядываю туда просмотреть литературные новости и почитать интервью. Там я, среди прочего, узнал, что Юрко Издрик употребляет антидепрессанты, а Ирена Карпа оголилась для глянцевого журнала. А еще я сделал апдейт своего литературно-критического словарика, обогатив его сочными и емкими определениями. Например, «попа» или «монстр» — словцо, особенно любимое Анатолием. «Монстр» — это очень хорошо, это просто «кул». Вот Издрик, например, «злобный монстр». И в системе г-на Ульянова это очень круто. Но это пустячки, не подумайте, что я смеюсь: сайт занимает определенную нишу и кое-чем полезен.

Короче говоря, я воспринимал этот проект, несмотря на подростковую зацикленность редактора на эротике, наркотиках и играх в контркультурность, как необходимый элемент литературной жизни. Особенно в роли источника информации, не воспринимая всерьез «аналитические» материалы, в которых слишком уж превалировал диктат вкуса, а объективностью и не пахло. Импонировала гиперактивность редактора, не пропускающего ни единой тусовки, где можно вдоволь пофотографировать литзвезд и познакомиться с симпатичными молодыми людьми, постоять рядом с Ладой Лузиной и взять интервью у В.Коротича.

Конечно, я не писал бы обо всем этом, если бы и сам не попал под гламурный обстрел Анатолия, который нашел место моей личности в самодельной и субъективной премии «Литературный Deadline-2004». Редактор удостоил меня титула «Литературный комсомолец года» (это подноминация номинации «Лажа года») — «за истинно комсомольские статейки в «Зеркале недели», которые напоминали не журналистику, а партийные письмена времен СССР. Да здравствует товарищ Сталин, ребята! В итоге: времена меняются, меняются цвета флагов и имена лидеров, а жанр «пишу лозунгами» остается. Мы такое уже где-то видели... да имен не запомнили». Нет, я не хочу оправдываться и доказывать всему рынку, что моя дочь — не проститутка и что у меня вообще нет дочери, членом комсомола не был и «лозунгами» не пишу.

Скажу больше: я приверженец корректной критики, то есть когда используется аргументация и сохраняется хотя бы небольшая часть вменяемости и адекватности. Иначе говоря, если имяреку кажется, что я пишу лозунгами, то очень прошу предоставить доказательства. А теперь я должен сам догадываться, как плохой ученик, «что имел в виду автор». Мою «оранжевую» заангажированность? Полноте, Анатолий: не всем же ходить по гламурным тусовкам и писать о нижнем белье Карпы и галлюцинациях Дереша! Может быть, кое-кто из литераторов и волнуется о судьбе украинского языка, сочиняя письма «за» или «против» («лист 12 аполітичних письменників» стал «Лажей года»), и о европейском выборе Украины (а не отдельно взятой тусовке киевских «мажоров») беспокоится, и политические взгляды имеет, не боясь их высказывать, и заботится о популяризации соседних литератур (интернет-проект «Потяг-76» уничтожающе определяется как «брошюра о сладостях евроинтеграции «Моя Европа, гаф!»), и, наконец, протестует против «проффесора-зэка», который лезет в президенты?

Ульянов торжественно провозглашает собственную аполитичность, упрекает за «выхолащивание искусства», не сознавая, что сам становится носителем политической квазиконтркультурной логики «новых сытых», которым безразлично, какой режим на дворе, главное — сохранить статус-кво собственного узкого интеллектуального мирка, где господствуют вечнозеленый инфантилизм, психологическая междустрочная зависимость от всего московского и лелеется поверхностность как стиль жизни. Уважайте тех, кого волнует нечто большее, г-н Ульянов. Как комсомолец мажору я вам революционно обещаю: никакой культурной люстрации по отношению к вам и таким, как вы, не планируется.