UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как казаки в пионеров играли

Через министерства и ведомства нашей страны ежедневно проходит огромное количество документов. Большинство из них никак не может заинтересовать обывателя — казенные формулировки, цифры, неразборчивые резолюции...

Автор: Екатерина Щеткина

Через министерства и ведомства нашей страны ежедневно проходит огромное количество документов. Большинство из них никак не может заинтересовать обывателя — казенные формулировки, цифры, неразборчивые резолюции. В общем, лучше уж детективчик почитать. Но иногда попадаются исключения, и тогда даже тертые чиновные калачи почесывают затылок и произносят что-то на манер «опаньки». Вот, например, не так давно вынырнул из этой бумажной круговерти любопытный документ — проект указа Президента Украины «О Национальной программе развития украинского казачества на 2006—2010 годы», обошедший самые разные, иногда просто неожиданные, ведомства. Проект поражает не только количеством и масштабами предусмотренных мер и заданий, но и списком предполагаемых участников. Тут тебе и Госстрой, и Минкультуры, и Академия наук, и Министерство образования и науки, и Минмолодьспорт, и МИД, и Минэкономики, и даже Минобороны. Не говоря уже о местных советах и госадминистрациях, а также всевозможных НИИ и добровольных обществах. Лидирует же в этом списке Координационный совет по вопросам развития Украинского казачества.

Получив этот проект, детективчик захотелось отложить. Но уже после прочтения первых полутора страниц возникло дежа вю. Но не могла же я видеть опубликованным документ, существующий пока только в проекте! Однако наведение справок помогло установить: могла и видела. Дело в том, что проект «Национальной программы развития украинского казачества на 2006—2010 годы» процентов на 90 повторяет аналогичную программу, но на 2002—2005 гг., утвержденную президентом Л.Кучмой в 2001-м. Установив сей факт, вполне можно было бы вернуться к детективчику. Но рука потянулась дальше перелистывать из пепла истории восставшие страницы программы, которая так и не была выполнена в срок и, соответственно, перенеслась во благовремение.

Улыбка набегает на лицо сразу — едва только взгляд падает на название программы: развитие украинского казачества на 2006—2010 год. Ладно бы написали о поддержании казацких традиций, сохранении фольклора, изучении истории — так ведь нет, казачество существует, напомню читателю, сегодня в виде ряда негосударственных организаций. То есть государственными программами они охватываться, по идее, не должны. Но то по идее. При прежней власти, кстати, уже однажды утвердившей этот документ, был создан упомянутый выше координационный совет по вопросам развития казачества при Президенте Украины, возглавленный И.Биласом. Но мало ли подобных карманных советов произвела на свет Божий та власть, чтобы организовывать себе при случае «общественное мнение» и по возможности влиять на сопредельные общественные организации. Во время предвыборной кампании на примере все того же координационного совета и И.Биласа можно было посмотреть на эту машинку в действии. Да, детективчик все-таки стоило отложить — времена меняются, приходит новая власть, а программы, написанные при прежней власти, прежними людьми (и под прежних людей) переписываются, как на уроке чистописания, и подсовываются в виде свеженького проекта. И оправдание у нас этому есть — ее же, программу эту, так и не выполнили...

А задачи-то у программы вечные — повышение духовности общества, например. Согласитесь, этим можно заниматься всю жизнь. Или расширение международного сотрудничества украинского казачества с аналогичными общественными объединениями иностранных государств. С испанскими идальгос эпохи Реконкисты? А неважно с кем. Важно, что заниматься этим в рамках выполнения национальной программы (с соответствующими поручениями МИДу) гораздо уютнее, чем налаживать подобные связи самостоятельно на общественных началах. А до чего интересно охранять государственную границу, воспитывать молодежь в духе милитаристского патриотизма и заниматься туристической деятельностью! Да, это все тоже входит в задачи данной программы.

Потому что, согласно старой программе и, соответственно, проекту новой, «казачество — общественная сила, способная сделать взнос в консолидацию украинского общества». А что есть у нас дороже консолидации? Вот только может ли она произойти на основе нашей общей принадлежности к казачеству? Кривая это дорожка к консолидации. Хотя бы потому, что не вся Украина разделяет это прошлое, как «свое». Нет, я совсем не о «москалях» (какие они нам свои?) — я, например, о евреях и католиках. С ними, помнится, как-то нехорошо вышло. А впрочем, историю и подправить можно. Недаром же в проекте программы научно-исследовательская и пропагандистская сферы идут под одним параграфом.

А как веет родным-полузабытым детством босоногим от формулировки «повышение уровня военно-патриотического воспитания молодежи, ее готовности к защите Отчизны»! Не правда ли, совсем по-пионерски? Ведь не патриотического, заметьте, воспитания — именно военно-патриотического. Действительно, к чему нам этот беззубый (в смысле, безоружный) патриотизм, раз он не подразумевает «если завтра война, если завтра в поход»? Экая сила инерции советской системы, которая в области патриотизма мало интересовалась любовью и сильно — количеством призывников. Вот и игру «Зарница» планируется сохранить. Только под другим названием — «Сокил-Джура». Казалось бы — играйте на здоровье. Шеи только не посворачивайте. Но национальной программой не предусмотрено дворовое любительство — это руководство для учебных заведений, то есть в идеале для всех учащихся. И общий контроль и руководство игрой будут осуществлять определенные для этой именно цели «верхние органы». Такая вот пионерия, только не в красных галстуках, а в красных шароварах. И это правильно. Галстуки по выходе из школы, как вы помните, снимались и запихивались поглубже в карман — попробуйте сделать то же самое с шароварами.

Недаром же педалируется в проекте программы (так же, как в его утвержденной предшественнице) необходимость «казацкого воспитания». Без уточнения, впрочем, что мы под этим будем иметь. Может, указанную здесь же «усиленную военную и физическую подготовку»? В таком случае давайте не будем про «духовность». А что такое, простите, «казацкие лицеи, в которых на основе казацкого воспитания и при участии представителей казацких товариществ проводилась бы реабилитация беспризорных детей и подростков»? Что-то вроде суворовских и нахимовских училищ, созданных в недоброе послевоенное время для беспризорников? Нет, я допускаю, что количество беспризорников у нас достаточно велико. Но неужели у нас так мало военных училищ (а потребность в военных так высока), что в них надо превращать школы-интернаты? Что ж, интернатская безотцовщина — прекрасный материал для экспериментов. Никто не возмутится.

А вот пункт о «привлечении казацких обществ к участию в охране общественного порядка и государственной границы» просто умиляет. В первую очередь потому, что мы снова оказались в кильватере России, не так давно принявшей аналогичный закон. Правда, там это все уже клонится к закату: с милицией казачки перессорились, а пограничники это «народное ополчение» пустили в разъезды на Дальнем Востоке и на границе с Казахстаном. Граница-то у России длинная, всем места хватит. Но то Россия, — скажет наш сознательный обыватель. Наши казаки ихним не чета. Может, и так. Но не думаю, что у нас получится иначе. Патриотизм — это прекрасно. Но охрана законности и государственной границы — дело профессионалов, облеченных определенными правами и ответственностью, а не «співочих товариств».

Предложение «провести Всеукраинскую казацкую Раду с участием представителей всех казацких организаций для разрешения всех существующих противоречий и завершения объединительных процессов и рассмотреть возможность создания Гетманской Рады при Президенте Украины» выглядит как-то юмористически. В период своего расцвета казачеству редко удавалось «разрешить все противоречия», и наличие двух-трех гетманов одной Украины — это наша традиция и признак самобытности. Или просто Президенту и Главнокомандующему хотят предложить стать еще и Гетманом объединенного казацкого войска (кстати, одна из казацких организаций недавно уже предложила)? А к унификации казачества под государственным руководством дело и идет в проекте — создание единого печатного органа, утверждение униформы, званий, наград, символики и атрибутики, присвоении по инициативе украинского казачества военным формированиям почетных званий. В конце концов, сегодня или никогда — ведь всем известно, как наш Президент любит все, связанное с казаками.

Но, думаю, Вооруженные силы Украины могут спать спокойно — любовь любовью, а обороноспособность обороноспособностью. И в Вооруженных силах казачеству, скорее всего, придется ограничиться ролью свадебного генерала просто потому, что как бы ни были сильны наши традиции и идейность, шаблями от баллистических ракет не отмашешься. А вот кого этот проект может лишить сна надолго, так это сфер, наиболее открытых идеологическим ветрам, — науку, образование и в еще большей мере культуру. Над пунктами проекта, посвященными культурно-просветительской деятельности, умываешься крокодильей слезой (то ли умиления, то ли отчаяния). Тут тебе и ежегодный фестиваль-смотр казацкой песни «Байда» (на родине героя), и ежегодный фестиваль казацкого творчества «Козацький склик», и «Козацький родослав», и «Дивограй», и «Козацькому роду — нема переводу». В общем, круглый год Минкультуризму будет на что тратить деньги налогоплательщиков. А еще теле- и радиопередачи «Украина героическая» (из истории украинского казачества, разумеется — о чем же еще). И полнометражные художественные фильмы об украинском казачестве. И документальные теле- и кинофильмы о современном казачестве. И учредить издательство «Козацька книга» в Луганске (в плане консолидации нации, надо думать). И издать
25-томную научно-биографическую серию «Гетьмани України». И многотомные «Документы по истории украинского казачества в архивах Российской Федерации». И многотомный «Архив Коша Новой Запорожской Сечи». И... Впрочем, всего не перескажешь. На что будут брошены скудные средства, запланированные в бюджете на культуру и книжный госзаказ, и так вполне понятно.

В этом контексте вполне понятно и стремление государства сохранить «ручное управление» культурой. Если отказаться от государственного регулирования киноотраслью, например, какому продюсеру придет в голову вкладывать деньги исключительно в казацкие киноагитки? Да, кассовое кино тоже может быть агиткой (Голливуд и Мосфильм убеждают нас в этом). Но повлиять в этом плане на продюсера государству гораздо сложнее, чем дать задание режиссеру, поставленному в очень неудобную позу: или снимай то, что заказывают, или ходи голодный. То же самое с книгоизданием — или стройтесь в очередь на госзаказ, или издавайте книжки от случая к случаю за счет авторов и благотворительных фондов.

А ведь есть и у современных проявлений казацкой культуры прекрасная ниша, к счастью, не оставшаяся без внимания и в нынешнем проекте программы. Наряду с совершенно спекулятивными (а местами просто абсурдными) предложениями, в проекте содержится вполне приличный список мер, направленных на возрождение, охрану и изучение памятников истории и культуры казацкого периода, создание ландшафтных парков и природоохранных центров. Под каждым предложением о реставрации, археологических исследованиях и музеефикации нашего наследия можно только подписаться и надеяться, что все будет сделано в лучшем виде. И создание новых туристических маршрутов, и обеспечение их соответствующей инфраструктурой можно только приветствовать. А если хочется мускулами поиграть — пожалуйста! До охраны объектов культуры от вандализма и просто банального воровства у наших правоохранительных органов руки, как правило, не доходят.

Как любые другие общественные организации, казацкие общества могут делать массу прекрасных дел. Непонятно только, зачем негосударственным организациям нужна государственная программа развития и манипулябельная рада при Президенте — назови ее хоть координационной, хоть гетманской. Ведь свобода от государства — основной козырь любой общественной организации. Впрочем, свобода свободой, а возможность присосаться к госбюджету никого не может оставить равнодушным, как бы этот бюджет ни был скуден.

Самое смешное (и грустное) в этой истории то, что государственные мужи и жены, любящие казачество и наше уникальное прошлое, вполне возможно, искренне хотят как лучше — чтобы и красиво, и героически, и назидательно, и по цене доступно — в общем, счастья всем и даром. Вот только идеология, настойчиво транслируемая государством, всегда будет дешевой агиткой и ничем больше. Просто потому, что на дорогую у нас нет денег. А ведь история казачества — это, по сути, сплошная драма и коллизия, интересная как сама по себе, так и в качестве пояснения многих сегодняшних феноменов нашей жизни. Прошлое, сколько его ни реанимируй и ни тяни за уши сквозь века, не изменит настоящего. Но и может оно немало — раскрыть нам глаза на самих себя. Поэтому не стоило бы за деньги налогоплательщиков превращать его в очередную пионерию.