UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ХУДОЖНИКОВ ПЫТАЮТСЯ ЛИШИТЬ ГАЛЕРЕИ… ИХ ЖЕ РУКОВОДИТЕЛИ

«Портрет на фоне». Ах, вернисаж! Идет открытие новой выставки в художественной галерее «Киев». Ход...

Автор: Анатолий Лемыш

«Портрет на фоне». Ах, вернисаж! Идет открытие новой выставки в художественной галерее «Киев». Ходят взъерошенные художники, прогуливается киевский бомонд, телевизионщики из УТ-1 носятся с софитами, директор галереи дает пояснения иностранцам. Внезапно появляется телевизионная группа, неизвестно кем приглашенная: «Где тут у вас презентация новой фирмы «Выставочный центр?» - и начинает брать интервью у дамы, никоим образом не причастной ни к выставке, ни к галерее «Киев». Дама между тем заявляет, что выставка - ее, что проводит выставку не галерея «Киев», а некий «Выставочный центр», и называет себя его директором. Работники галереи, художники, зрители - в шоке, возмущенный руководитель съемочной группы из УТ-1 забирает кассету у оператора, оказавшегося его подчиненным и обязанного находиться совсем на других съемках...

«Городской пейзаж». Во двор въезжает шикарный лимузин. Господа, вышедшие из него, направляются в галерею «Киев»: где тут сдается помещение под постоянно действующую выставку-продажу? Мы хотим устроить автосалон!» - «Простите, но мы ничего не сдаем!» - «Ну как же так, ваше помещение числится на бирже недвижимости: сдается под аренду, вот телефон арендодателя: Киевский союз художников...» За первой фирмой приезжает вторая, третья. Некоторые из них сопровождает вышеупомянутая дама.

«Эскизы декораций для театра масок». В зале галереи «Киев» идет репетиция театра Сергея Проскурни «Будьмо». Его труппа, согласно заключенному договору, готовится к спектаклю в рамках выставочного проекта «Художники театра, кино и телевидения». В галерее появляются шесть человек во главе с той же дамой, приказывают сотрудникам галереи и актерам: «Выметайтесь отсюда!», своими невесть где добытыми ключами открывают чужие кабинеты. По сути, взламывают. И все это - в отсутствие директора галереи, словно случайно вызванного «на ковер» к начальству.

Что за тайная борьба идет вокруг художественной галереи «Киев»? Каковы интересы сторон, и чего можно ожидать художникам и любителям живописи?

СПРАВКА. Помещение по ул.Горького, 102-104, где размещается нынче Малое коллективное творческое предприятие «Художественная галерея «Киев», построено на средства Художественного фонда Украины. При ликвидации Худфонда здание было передано на баланс Киевскому союзу художников (КСХ). Большую часть помещений, около 1000 кв.м, руководство КСХ отдало крупным арендаторам: нескольким голландским фирмам, французскому культурному центру. Все колоссальные средства за аренду, а это многие тысячи долларов, уходят в КСХ. Собственно, галерея «Киев» занимает около 25% всей площади, принадлежащей киевским художникам на правах коллективной собственности. В мае 1993 года директором галереи назначен художник Анатолий Федирко. И с января 1994 года руководство КСХ пытается его снять. Слово Анатолию Михайловичу:

- Причины бесконечных попыток избавиться от меня - это судороги умирающего организма - руководства КСХ, которое просто не хочет и не умеет работать в современных условиях. Среди девяти малых предприятий, созданных под эгидой КСХ, наша галерея - это единственная структура, работающая продуктивно и по Уставу КСХ, то есть занимающаяся творческой, и, главное, выставочной деятельностью. За полтора года мы провели 18 выставок, представили множество художников и творческих направлений, причем не просто развешивали картины по стенам, как в былые времена, а устраивали инсталяции и перфомансы, привлекали театры и компьютерный центр - короче, работали полнокровно, нестандартно и вполне современно. У нас появился свой зритель, нас снимают, о нас пишут, и кое-кому это как кость в горле. Наша работа - живой укор многим другим, и прежде всего руководству КСХ.

Первые разговоры о закрытии галереи начались в январе этого года, после одной из самых удачных и громких наших экспозиций: «Украинская мастерская». Меня вызвал председатель КСХ Владимир Петрович Федько, предложил: пиши заявление «по собственному желанию», все равно уволим. Я отказался: работаю хорошо, галерея - мое детище, вины за собой я не чувствую. Была проведена ревизия, искали компромат на меня, и оказалось, что существует целый ряд нарушений, но не в самой галерее, а со стороны руководства КСХ: документы об утверждении Устава галереи не утверждены, не задано количество плановых и внеплановых выставок и многое другое. На меня посыпались выговоры. Во время командировки в Запорожье я узнал, что меня увольняют с работы с формулировкой: «за несоответствие занимаемой должности». Я обратился к юристам, приказ был отменен как противоречащий законодательству. Не сумев меня уволить, не найдя недостатков в творческой работе, в бумагах и финансах, руководство КСХ пошло иным путем: пытается вообще ликвидировать ненавистную галерею под предлогом ее реорганизации.

- Анатолий Михайлович, как вы думаете, в чем причина такого отношения к вам? В творческих разногласиях?

- И в творческих тоже. Но не это главное. Имущество, недвижимость - вот в чем суть. Руководству КСХ крайне важно поставить во главе галереи своего человека, чтобы затем сдавать ее площади коммерческим структурам. И сделать это надо срочно, до съезда художников, пока они еще при власти. Любой ценой успеть закрепиться и провернуть свои операции - вот почему такая беспардонность, еле-еле прикрытая законностью. Те фирмачи, что приезжали в галерею, предлагали нам огромные деньги, чтобы мы помогли им оформить аренду. Мы на это не пошли. Киевские художники лишились бы чуть не последней выставочной галереи - не частной, а принадлежащей именно художникам, построенной на их кровные деньги.

- Расскажите, пожалуйста, что это за дама так своевольно вела себя на открытии выставки 14 октября, и какой «Выставочный центр» она представляет?

- Вы видели эту ситуацию. О, это была попытка блефа высшего пилотажа: на чужом празднике присваивать себе чужую работу, чужие лавры, давать об этом интервью - да еще в нашем присутствии! Ирина Васильевна Лысенко назначена директором «Выставочного центра» приказом №62 от 24 октября, то есть через 10
дней после описываемых событий. До этого она была представителем председателя КСХ В.П.Федько по вопросам выставок. Этим же приказом мне было предписано передать имущество художественной галереи «Киев» вновь
создаваемому «Выставочному центру». Но суть в том, что этого «центра» еще не существует. Он не утвержден в регистрирующих органах. Нет ни расчетного счета, ни печати - ничего. Даже Устава нет. Не Устав, а только его концепция рассматривалась на Координационном совете КСХ и с массой дополнений направлена на доработку. Она не утверждена. Мне некому передать имущество галереи «Киев».

- Кто уполномочен, по Уставу КСХ, решать имущественные вопросы? Председатель?

- Между съездами и конференциями рабочий орган КСХ - это Координационный совет, куда входят представители девяти секций: живописцы, графики, скульпторы и т.д. Не имея решения Координационного совета, председатель не вправе заниматься реорганизациями, связанными с общим имуществом. Я вообще поражаюсь правовому нигилизму руководства. По просьбе председателя ревизионной комиссии КСХ была сделана правовая экспертиза последних решений об реорганизациях. Юристы нашли массу нарушений законодательства и пришли к выводу, что эти приказы, в том числе и тот, от 24 октября, подлежат отмене.

- Почему вдруг председатель ревизионной комиссии КСХ был вынужден обратиться к юристам?

- Александр Владимирович Кузьянц, избранный прошлым съездом, считает, что с таким председателем художникам отставку. Впрочем, спросите его самого.

Слово А.В.Кузьянцу:

- Да, я подал в отставку, чтобы привлечь внимание к противоправным действиям В.П.Федько, председателя КСХ. Нынче везде самый острый вопрос - имущество, недвижимость. Федько часто действует вне юридического пространства. Я не могу и не хочу участвовать в этом беззаконии, в результате которого киевские художники могут оказаться без выставок и галерей. Мое мнение, что до съезда художников, а он должен состояться в январе, никаких имущественных вопросов рассматривать нельзя.

...После таких необычайно резких высказываний мне, как журналисту, захотелось выслушать и противоположную сторону. А тут, как говорится, на ловца и зверь бежит. Позвонил мне А.Федирко: «Хотите присутствовать при том, как И.Лысенко будет отбирать галерею?»

«Батальное полотно». Комиссия, возглавляемая И.В.Лысенко, явилась в художественную галерею в сопровождении... наряда милиции с автоматами, поскольку, как зафиксировано в вызове, «в принадлежащем ей помещении находятся воры». Под «ворами» имелись в виду две дежурные по галерее и ваш корреспондент. Это была попытка деморализовать сотрудников галереи. Присутствие прессы, подробно знакомой с документами по данному делу, поставило директора несуществующего «Выставочного центра» в неловкое положение. Милиции и комиссии был предъявлен следующий приказ, подписанный председателем ревизионной комиссии, на сей раз Союза художников Украины, В.Д.Зинченко: «В связи с тем, что т.н. «реорганизация» МКТП «Художественная галерея» на самом деле является ликвидацией названной галереи и проводится с нарушением и Устава КСХ, прошу приостановить действия по регистрации вновь создаваемого предприятия «Выставочный центр»...

Наряд милиции с автоматами, убедившись, что воров нет, отбыл. Отбыл и «Выставочный центр», полностью подтвердивший характеристики, данные ему А.Федирко и А.Кузьянцем.

Борьба продолжается. Галерея проводит одну выставку за другой, а руководство киевских художников издает один за другим приказы... о закрытии галереи. A la guerre, comme a la guerre...