UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как депутаты блокбастер снимают

Наверное, слишком скучно стало в Верховной Раде… Поэтому вынуждены некоторые наши нардепы искать реализацию своих творческих способностей не в законопроектах, а в искусстве...

Автор: Ольга Брюховецкая

Наверное, слишком скучно стало в Верховной Раде… Поэтому вынуждены некоторые наши нардепы искать реализацию своих творческих способностей не в законопроектах, а в искусстве.

Недавно в Доме кино состоялся бенефис народного депутата Виктора Веретенникова (бывший трудовик, после ПР — член фракции промышленников и предпринимателей). Акция позиционировалась как презентация «украинского блокбастера» — десятисерийного фильма «Запороги», автором и продюсером которого и является депутат.

Это уже третий (!) фильм по произведениям Веретенникова. До этого нардеп занимался экранизацией своих романов «Потерянный рай» (2000) и «Дикий табун» (2002), режиссер обоих фильмов — Валерий Рожко. «Запороги» — одиннадцатый роман плодовитого нардепа, и перед тем, как его экранизировать, автор адаптировал произведение для сцены Днепропетровского украинского музыкально-драматического театра. В феврале 2005 года этот ура-патриотический спектакль привозили в Киев. Режиссера фильма «Запороги» Владимира Онищенко депутат выбрал «по тендеру» — решающим стало то, что режиссер пообещал снять десятисерийный фильм за шесть месяцев! «Я предлагал эту работу одному известному режиссеру, — загадочно сообщил нардеп, — но тот сказал, что будет снимать три года. Но за три года я уже напишу новые романы!» В фильме, как отметил нардеп, переплетаются наша история — казатчина, эпоха Руины — и современность — кучмовская «руина». «Хотя я родом с Днепропетровщины и хорошо знаю Кучму, — сказал депутат, — но я с ним несогласен».

Однако «многосерийный украинский блокбастер», в котором было занято 130 актеров, а съемочная группа насчитывала 40 человек, как выяснилось, еще не готов, поэтому вечер был посвящен восхвалению разных граней таланта нардепа. Судите сами. Он и депутат, и бизнесмен, и романы пишет, и пьесы со сценариями на них создает, и театральные постановки своих произведений организовывает, и фильмы по собственным сценариям продюсирует! Более того, он даже поет (что было продемонстрировано прямо в зале) и танцует!

Сладким словам в адрес талантливого депутата конца-края не было. Здесь и его коллеги из Верховной Рады (Владимир Яворивский, Геннадий Удовенко) панегирики ему провозглашали; и Союз кинематографистов (в лице Бориса Савченко) приветствовал его выдающиеся достижения; и Союз журналистов (в лице Игоря Лубченко) вспоминал, как на Международном конгрессе журналистов нардеп танцевал целых 38 минут не останавливаясь... И, конечно, почитатели передают депутату прямо на сцену видеозапись с книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне — посмотрите, дескать, депутат, ваши романы, представленные на украинском стенде, пользовались самой большой популярностью. А депутат не смущается и только поддакивает... Действительно, мои книги — по всему миру, мои фильмы — на международных фестивалях, а талантов моих — не счесть. И на этом талантливый депутат не остановился. Он, оказывается, еще и филантроп — детей любит. Потому что дети, подчеркнул нардеп, — это самое дорогое, что у нас есть. Не поскупился депутат — шесть лет назад для деток фестиваль организовал «Зі злагодою в серці» («Злагода» — это акционерное общество нардепа), поэтому на депутатском бенефисе для него еще и танцевали признательные дети. Правда, наверное, немногочисленную публику Красного зала Дома кино именно и составляли мамы и бабушки этих детей, поскольку после окончания танцевальных номеров зал практически опустел. Так вот после двух с половиной часов демонстрации талантов на сам показ фильма «Дикий табун» (прежний «шедевр» депутата) в зале остались от силы десять фанатов его кинотворчества. Но это не страшно, ведь, как сказал сам депутат, его фильм «перешел границы» Украины. «Дикий табун», по словам Веретенникова, идет на экранах России, США, Канады и Европы. И что там каких-то десять зрителей по сравнению с мировой славой...

Теперь о самом фильме... «Дикий табун» оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, он может занять опустевшую нишу украинского жанрового кино: фильм сделан профессионально, и к тому же не скажешь, что на работу над ним не хватало средств, в отличие от большинства украинских кинопроизведений. Есть машины, вертолеты, самолеты, оружие, стрельба, взрывы. Не говоря уж об огромном живописном табуне лошадей, бегущем на протяжении всего фильма. Есть первоклассная операторская работа Виталия Зимовца. Есть актеры-профессионалы (правда, преимущественно российские). Единственное, что портит картину, — абсолютно... абсурдная история, лишенная какой-либо логической мотивации. Фильм начинается с того, что фотограф снимает табун лошадей и гибнет под их копытами. Коллега фотографа, журналистка Купава (Евгения Михайлова), пробирается на место его гибели, в заповедник, и случайно фотографирует «мыльницей» (?!) разговор коррумпированного депутата Летюка (Петр Бенюк) с младшим коллегой Дмитрием (Егор Бероев). Коррумпированный депутат замечает журналистку и улетает на вертолете, его люди воруют табун, а журналистка встречает егеря Макарика (Владимир Гостюхин) и вместе с ним пытается вернуть табун в заповедник. Егерь (борец за справедливость) жалуется, что тридцать лет (!?) скрывал табун на островах, а сейчас его украли. Звучит социальная критика. Коррумпированный депутат посылает молодого депутата отобрать пленки у журналистки. Между ними завязывается бурный роман, но молодой депутат все-таки забирает пленки и бросает журналистку, лихо оседлавшую вожака дикого табуна, коня по имени Дик. Коррумпированный депутат отдает приказ киллерам убить журналистку, в схватке погибает егерь, а журналистка спасает табун вместе с молодым депутатом, присоединившимся к ней. Финальный кадр — пара на лошадях скачет вдаль.

Вот такая депутатская фантазия...

Депутаты занимаются производством собственных фильмов. А Верховная Рада никак не примет уже давно разработанный закон о льготном налогообложении и сборах с продажи билетов в пользу украинского кино. Тот самый закон, который дал бы возможность снимать фильмы не только депутатам-любителям, но и собственно профессиональным кинематографистам.