UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК ДЕЛАТЬ КОПИИ БЕЗ ОРИГИНАЛОВ

Когда вы в последний раз ходили в кино? Вот и я не помню, лишь точно могу сказать - очень давно. Согласно статистическим данным, количество посещений киносеансов за 10 лет, с 1985 по 1995 гг., упало в 54 раза - с 802 до 15 млн...

Автор: Елена Мащенко

Когда вы в последний раз ходили в кино? Вот и я не помню, лишь точно могу сказать - очень давно. Согласно статистическим данным, количество посещений киносеансов за 10 лет, с 1985 по 1995 гг., упало в 54 раза - с 802 до 15 млн. в год. Да и эти 15 млн. посещений представляются мифическими. О том, как отразились эти цифры на деятельности крупнейшего в отрасли предприятия - Киевской кинокопировальной фабрики, рассказывает ее директор Борис Богданов.

- Борис Афанасьевич, это правда, что ваша фабрика была крупнейшей в Европе даже до запуска своей второй линии? Каков потенциал предприятия сегодня?

- Наша фабрика и сейчас остается крупнейшей, и не только в Европе. К тому же современной, ведь последний производственный корпус был сдан в конце 1989 года. Он оснащен новейшим оборудованием и технологиями. По признанию канадских кинематографистов, однажды побывавших у нас в гостях, такой технической базой они не располагают.

Копировальное оборудование у нас американское, проявочное - чешское, аппараты звукозаписи - французской фирмы «Пико». Срок эксплуатации - 10-15 лет. А главное наше богатство - это персонал. Конечно, объемы производства упали. За последние два года количество работников сократилось вдвое, с пятисот до двухсотпятидесяти. Но даже находясь в отпусках без содержания, люди приходят по первому звонку, чтобы выполнить заказы. Однажды Вилен Калюта, известный наш оператор, был просто поражен. Они с Криштофовичем опаздывали на фестиваль в Канны, и нашим работникам пришлось работать и ночью, и в выходные, чтобы изготовить нужное количество копий. Это сохранившееся чувство преданности своему делу произвело огромное впечатление.

Так что мы обладаем высоким техническим и трудовым потенциалом для полноценной работы.

А есть ли у вас возможность для такой работы? Система проката еле жива, и с чего, собственно, делать копии?

В самые лучшие времена, когда у нас было множество заказов и работа кипела в 2-3 смены, 80% нашей продукции шло на экспорт в союзные республики и только 20% предназначалось для Украины. После распада Союза мы продолжали работать в основном по российским заказам. Это было выгодно и россиянам, и нам. Их заказы выполнялись на высочайшем уровне, при этом охватывался такой большой регион, как Украина. Наша же фабрика покупала у них права для показа фильмов, а затем продавала лицензии вместе с копиями украинским кинопрокатным организациям.

К сожалению, после того как были введены дискриминационные меры по отношению к российским товарам, наша продукция стала неконкурентоспособной из-за повышения цен и ввода НДС. Возможно, в ближайшее время что-то изменится к лучшему и наше сотрудничество будет возобновлено.

- А как обстоят дела с украинскими заказчиками?

Увы, их очень мало. Среди фильмов, произведенных в прошлом году, успех имели «Приятель покойника» Криштофовича и «Принцесса на бобах» Новака. Именно с этих фильмов мы будем печатать копии для пяти или шести украинских кинопрокатных организаций. Ровно столько областей смогли найти для этого деньги. Областные кинопрокатные организации зависят от местных бюджетов, которые находятся в плачевном состоянии. Насколько мне известно, Министерство культуры и искусств в течение нескольких лет пытается добиться, чтобы Министерство финансов за счет бюджета тиражировало хотя бы 25 копий для каждой области с каждого фильма, созданного в Украине. Ведь наш кинозритель должен знать о существовании украинского кинематографа.

Мы до сих пор организовываем кинорынок на базе санатория «Крым» в поселке под Аю-Дагом. Кроме прокатчиков туда стали ездить и телевизионщики. Принимаем участие и в российских кинорынках, однако покупать российские фильмы не можем: независимые дистрибьюторы и прокатные конторы нищи. Поэтому изнашиваются фонды, убоги репертуары даже в столичных кинотеатрах.

В качестве сравнения расскажу о своей поездке в Италию. Наша делегация посетила крупнейшую фабрику «Техниколор», которая производит по 300 копий одного фильма, это при наших 5-6 копиях и 25 как пределе мечтаний. А ведь Италия по количеству населения равна Украине - немного больше 50 млн. человек. В каждом из 300 итальянских кинотеатров по три зала, на 500, 300 и 50 зрителей. Работая с фильмом в течение трех недель, фабрика не только окупает стоимость новой копии, но и получает прибыли...

Около года назад в Польше люди снова стали ходить в кинотеатры, хотя билет стоит недешево, около пяти долларов. Было бы неплохо и нам хоть через пару лет выйти на польский уровень.

- Удается ли зарабатывать деньги помимо непосредственной деятельности? Или вы находитесь на бюджете Министерства культуры?

- Мы хозрасчетная организация и никогда не финансировались за счет бюджета. У нас арендует помещение негосударственная акционерная студия «Борисфен», успешно работающая по французским заказам. Мы могли бы оказывать множество услуг Национальному центру им.Довженко, который также арендует у нас помещения. Однако финансовое состояние этой организации критическое. Кроме того, у нас есть крупный арендатор - польская холдинговая фирма «Абсолют». И главное - это предприятие «Кодак-Украина». Интересно, что в техническом отношении мы сотрудничаем с этой фирмой более 30 лет. Когда пять лет назад наша фабрика переходила на их технологии, «Кодак» организовывал семинары для наших специалистов. Совместно проводились испытания оборудования. Раз в квартал мы успешно проходим тесты оценки технологий. «Кодак» собирается продавать рентгеновское, полиграфическое оборудование, фото-, кинооборудование и сопутствующие им товары. Имея на своей территории центр «Кодак-Украина», наши операторы всегда смогут сделать все необходимые пробы аппаратуры и пленки.

Так что, несмотря на общий упадок и снижение количества заказов, стараемся выживать. Верим и ждем возрождения украинского кинематографа, возобновления старых связей и расширения новых.