UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как снять кино без Госкино

В прокате - новый украинский исторический фильм "Король Данило" режиссера Тараса Химича.

Автор: Екатерина Константинова

Одна из особенностей проекта: лента практически не финансировалась государством, а снималась на собственные средства и при меценатской поддержке. Продюсер фильма - Олеся Галканова-Лань - рассказывает о специфике создания фильма в не зависимых от государства условиях.

О фильме. Жанр - исторический боевик. Сюжет картины переносит зрителя в 1238 год, когда князь Данило с братом Васильком нападают на замок тайного ордена, в то же время и хан Батый нападает на Русь - уничтожает Киев... Во время работы режиссер заменил исполнителя главной роли: именно запорожский актер-каскадер Сергей Ярмошенко и сыграл короля. В фильме также снимались Вероника Шостак, Ринат Хайруллин, Олег Сикиринский, Юрий Выхованец, Мирослава Рачинская, Ирина Никитина, Альбина Сотникова и другие. Съемки картины проходили почти в 30 локациях на западе Украины, а также в Запорожской области. Конечной сметы проекта продюсеры официально не сообщают.

Отдельные факты. Костяк команды, работавшей над "Королем Данилом", - семь человек. Специально для фильма построили средневековый город Холм. Создали болеее 200 комплектов уникальных исторических костюмов для главных героев, не говоря уж об актерах массовых сцен. Заказали около 100 единиц оружия, которое воссоздавали наши современные кузнецы. В фильме задействованы 40 украинских каскадеров.

- Пани Олеся, проект на историческую тему предполагает особые трудности постановочного характера. Почему выбрали именно такую тематику? Ведь многие наши продюсеры и режиссеры ищут легкие пути к кассовому успеху, к будущему кассовому сбору, используя весьма простенькие, но коммерчески прибыльные сюжеты.

- На самом деле у режиссера Тараса Химича уже есть опыт съемок фильмов на историческую тематику. Собственно, предыдущий фильм "Живая". Поэтому естественно было оставаться в исторической нише. Когда зашла речь о следующем после "Живой" фильме, мы остановились на истории короля Данилы Романовича. Считаем, что это персонаж, который сейчас необходим украинскому зрителю. Ведь он интересный, харизматичный, достаточно нехарактерный для своей эпохи.

История короля Данила в действительности чем-то перекликается с нашим настоящим. Да и фильм совершенно не похож на традиционное историческое кино, поскольку это больше эпос, идейное кино. Хотели раскрыть не столько историю Украины, сколько историю личности - ее силу. Как в сложный период раздробления Киевской Руси такая личность могла создать государство. Это мотивирующий фильм. Поскольку зритель, который придет на "Короля Данилу", увидит похожих на себя людей и поймет, как на примере поступков главного героя выходить из сверхсложных ситуаций.

- Если сравнить процесс создания двух фильмов - "Живая" и "Король Данило", - то в чем особые трудности именно для продюсера? Это специфика материала? Специфика съемок? И, кстати, на какую тему, на ваш взгляд, сегодня больше откликаются потенциальные инвесторы, - историческую, общественно-политическую?

- Темы могут быть разными. Просто они должны быть такими, чтобы на них откликались человеческие сердца. У нас была ответственность прежде всего перед теми людьми, у которых брали средства на фильм, т.е. перед своими меценатами. А инвесторы не любят спекуляций.

Например, когда речь идет о "Короле Даниле", придется объяснить, почему фильм о XIII веке очень важно снять сейчас. И не просто объяснить - "почему". Мы должны были раскрыть схему фильма: как он будет выглядеть, как эту тему хотим подать. Очевидно, важно показать, что, кроме идеи, ты продаешь и интерпретацию идеи. А главное - чтобы не было никаких спекуляций. Для нас это принципиальная позиция, поскольку не сотрудничаем ни с политическими партиями, ни с алкоголем и табаком. И чтобы не было никакой скрытой рекламы, никаких лозунгов, а просто - массовое искусство. Делаем ударение на этом, поскольку снимаем массовый продукт.

Наш "Король Данило" - боевик, экшн. Но он ассоциативный. Например, можно было взять "Короля Лира" Шекспира и сделать его актуальным для Украины. Так же и с "Королем Данилом": мы пытались эту историю сделать понятной для современного зрителя. Выбросили пафос традиционного средневековья и сделали эту эпоху достаточно пластичной, некий миф о короле. Достаточно много консультировались с историками, археологами, специалистами, занимающимися реконструкцией древней архитектуры, чтобы прикоснуться к ситуации XIII века.

- Вы и сосценарист, вместе с Тарасом Химичем?

- Да, мы с Тарасом вместе работали над сценарием к этому фильму. Но к "Королю Даниле" мы подошли с другой стороны, чем в свое время к "Живой". Первый наш фильм был исключительно о судьбе Анны Попович: это ее история, записанная с ее же уст. "Короля Данилу" мы пытались сделать сложным, остросюжетным фильмом, драмой, боевиком... Мы хотели показать, насколько сложно руководить государством, какой выбор приходится делать человеку, порой - жертвуя собственным счастьем. В фильме много сюжетных линий, связанных с простыми людьми, - от мещанина до князя. В определенный момент они переплетаются с судьбой Данилы Романовича. Мы пытались воссоздать эпоху, где жила эта историческая фигура, интерпретируя ее на современный, понятный язык. Сам король Данило у нас совсем не иконостасный, не идеальный, как каждый человек. Он может быть как сильным, так и слабым, влюбленным и жестоким. Разным.

- Есть ли какие-то алгоритмы привлечения в такой масштабный проект частных средств, если, конечно, это можно публично и корректно озвучить?

- Когда идешь к инвестору, то, конечно, не знаешь ни его планов, ни его позиций. Поэтому конкретного алгоритма нет, каждый человек - личность. И каждой личности может нравиться, о чем ты говоришь, или не нравиться. Прежде всего важен индивидуальный подход к человеку. И скажу, что наши меценаты были довольно неожиданными - это "Львовские круассаны", "Евротек", Ивано-Франковский университет права им. Короля Данила Галицкого, "Фильм Экспо", асфальтный завод. Иногда можешь прийти к человеку, строящему дома, и он даст средства на кино. А можешь прийти к человеку искусства, который ни за что не согласится выделить те же средства, поскольку определенная тематика его не интересует. Поэтому у нас разные меценаты, такие же творческие, как и мы.

- Как реагируют на новое украинское кино, творческие замыслы и будущий потенциал европейские и американские продюсерские структуры, - в частности, "Королем Данилой" они заинтересовались на подготовительном этапе?

- Прежде всего мы позиционировали "Короля" как продукт украинский и для Украины. Хотели сделать фильм сугубо для своего зрителя, но чтобы он был понятный и иностранцам.

Почти полностью убрали оттуда политику, словом - те нюансы, которых бы не понял иностранец.

Но, еще раз повторяю, ориентируемся на украинский рынок.

Считаю, что не следует бояться голливудских фильмов, на них надо равняться и чувствовать конкуренцию.

Нам говорили, дескать, выходим в прокат параллельно с "Фантастическими зверями-2" - довольно сложно конкурировать. Но ничего. Фильм "Живая" тоже вышел с достойными конкурентами, но мы можем говорить о неплохих сборах в прокате.

В Голливуде выходит по пять-шесть блокбастеров в неделю, и они постоянно конкурируют между собой.

Но есть вопросы платежеспособности украинского зрителя: чем его заинтересовать, чтобы он отдал свои гривны за украинское кино?

- Сколько "экранов" получает в Украине "Король"? На какой минимум и максимум кассовых сборов рассчитываете?

- Будет более 30 экранов. Никогда не считаем деньги наперед. Хотим, чтобы люди пришли, посмотрели фильм и, наконец, проголосовали за фильм своими средствами.

Не исключено, наш фильм покажет пример кинотеатрам, что украинское кино может быть интересным и кассовым.

Кинотеатры также рискуют, принимая в прокат украинские фильмы: а пойдут ли люди?

Мы также сотрудничаем с Госкино, они всегда к нам благосклонно относились, и мы им признательны за это. Государство должно помогать в промоции, информационно.

- Есть ли фестивальная судьба у этого проекта?

- С самого начала мы позиционировали "Короля Данилу" как кино не фестивальное, а больше рассчитанное на массового зрителя. Это не арт-хаус. 20% общего бюджета "Короля Данила" заложено на рекламу. Это важно, поскольку надо делать правильную рекламу, ориентированную на определенную категорию зрителя.

- Какой процент общей сметы, скажем, оказался самым существенным, если говорить об определенных производственных этапах: это изготовление декораций, костюмов или, может, гонорары актерам?

- Самая дорогая у нас техника... Техника своя, ничего не берем в аренду. Постоянно докупали то, что надо. И, конечно, весомая часть бюджета пошла на декорации. Восстанавливали интерьеры и экстерьеры XIII века.

В Украине осталась лишь одна церковь XIII века, в селе около Галича. Есть Золотые ворота в Киеве, которые использовали для построения "кинематографического" Киева. Стремились показать, что во времена Данилы Украина была Европой. Ведь Киевская Русь тогда была раздроблена на разные княжества. В культуре объединялись Восток и Запад. Король Данило мог бы выглядеть как король Франции. Почему бы нет?

По одной из версий, его мать была дочерью византийского императора Исаака II Ангела. Именно она принесла в Украину культуру Константинополя. Поэтому и масштабы фильма - от Ватикана до монгольской орды. Даже монголов мы показываем не как сплошное зло, а как другую культуру, со своими традициями, правилами. Мы обращались за консультациями к доценту кафедры истории Сергею Козловскому, он специалист по Монголии, сам монгол, исследовал эту страну, знает восточные языки.

- Вас не удивляет, что государство иногда выделяет немалые средства на легкомысленные, но потенциально кассовые комедии, в то время как лента о Даниле Романовиче почему-то меньше заинтересовала наши структуры?

- Государство должно выделять средства на все жанры. Вопрос в том, что хотим иметь на финише.

Мы не обращались к государству за выделением средств. В питчингах также не принимали участия. Решили сами делать фильм. Государство должно давать средства на фильмы, но разработать такую схему, чтобы привлекать меценатов. Это самое важное. Если бы был закон о меценатстве, то и Государственному агентству по вопросам кино было бы легче, поскольку оно могло бы профинансировать больше проектов.

В Украине есть люди, которые хотят давать деньги на кино. Но надо, чтобы и государство им что-то давало. В идеале, - когда бизнес помогает развитию культуры, получая преференции от государства.

- Вы довольны кастингом?

- Тем кастингом, который есть сейчас, - да, довольны. Хотя в процессе съемок пришлось заменить и главного актера, и актрису. Прислушивались друг к другу - искали, смотрели...

- Так у вас полная демократия?

- Разумная демократия, но пытаемся учитывать точку зрения каждого... Актерское мастерство - чрезвычайно важно в этом фильме, поэтому делали множество дублей, чтобы вышло так, как должно быть.

- Если условно сравнивать специфику работы продюсера над независимым, но масштабным историческим проектом в одной из небольших европейских стран и в Украине (в частности), - то как выглядим мы, и как выглядят они? У кого больше возможностей, ресурсов, законодательной базы?

- Думаю, мы на том пути, где формируем кинорынок, развиваем, учимся на собственных ошибках и разрабатываем свою схему для создания украинского кино. Поскольку в каждой стране есть своя схема, они к этому шли. Каждая страна вырабатывала свою киносистему съемок, продажи фильмов.

Украина - на стадии формирования этой системы. Есть победы, есть поражения. Поскольку мы вышли из одной системы и вошли в другую. Если говорить о возможностях, то, конечно, когда формируешь бюджет фильма - закладываешь и риски. Если фильм делают две страны - это расширение рынка. И если хорошие кассовые сборы, люди будут ждать продолжения сотрудничества. Это ассоциативная память.

- Будет ли продолжаться и в дальнейшем ваше сотрудничество с Тарасом Химичем, ведь и раньше вы работали - не только над художественными, но и над документальными проектами. Кстати, что это были за проекты?

- Да, будет продолжаться, поскольку планируем снимать сериал о Короле Даниле. У нас много материала, есть предложения относительно этого. Можем снять первый украинский сериал на историческую тематику. Работу должны начать в следующем году. Но сейчас надо завершить историю с прокатом.

Что же касается документального проекта, то был фильм "Легион" об украинских Сечевых стрельцах. Мы над ним начали сотрудничать с Тарасом, потом - "Живая". И таким образом сформировали команду, которая может в дальнейшем развиваться и делать независимое кино. Это - Тарас Химич, Елена Химич, Янина Фаяд, Владимир Климук, Алексей Лань, Роман Микульский и я.