UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Цукерберг изменил украинский театр

Накануне Международного дня театра говорим не о пафосной "доске почета" и не о "догоняем и перегоняем Европу", а о чем-то виртуальном: театральные активисты делятся мыслями на тему "весь мир - Facebook, а все пользователи в нем - актеры".

Автор: Олег Вергелис

- Сегодня нашу Мельпомену можно переименовать в Facebook, ведь порой именно он решает, какому событию быть или не быть. Он же первым трещит - удачная премьера или позорный провал. Иногда именно Facebook определяет дальнейшую судьбу того или иного спектакля и его коммерческую составляющую. И, как это ни печально, иногда даже качество спектакля здесь не причем!

Такие наблюдения на заданную тему у Ярославы Кравченко, медийной топ-леди, директора "Дикого театра". Уже кто-кто, а она точно знает и понимает, как правильно - и в хвост и в гриву - использовать соцсеть для продвижения проекта, для утверждения в глазах медиасообщества того или иного сценического тренда-бренда.

И, чего греха таить, именно "Дикий", который родился в столице в 2016 году, в какой-то степени - детеныш Facebook. Раскрутка новообразованного театра, о котором мало кто знал, активно началась именно через соцсети. Приобщая к спектаклям Максима Голенко, Игоря Билица, Юлии Мороз (и других) новые волны новых поклонников, заполняя доверху "Сцену 6" и другие площадки.

Ярослава признается, что сегодня Facebook (в театральном аспекте) может предложить сценическим потребителям все что угодно: от театра "на один глаз" до театра "сламайнос". То есть разные виды и формы боевых сценических искусств.

И именно на территории Facebook, по мнению Ярославы, сейчас ведется острая конкуренция за внимание зрителя, за кассовые сборы. Словом, конкуренция весьма увлекательная. Не менее интересная, чем некоторые спектакли в киевских репертуарных театрах.

- Ярослава, вопрос еще и как к пиар-специалисту: сколько адекватных постов должен делать тот или иной театр на своей странице (в день), чтобы сохранить информационный баланс и не перекормить зрителя вплоть до икоты?

- Понимаешь, как таковых рецептов, наверное, и нет. Хотя есть разные "методички" на эту тему. Но отдельные аксакалы поговаривают, что для театра три поста в неделю - это достаточно. К тому же существует этика постов по поводу тех или иных мероприятий, есть комбинаторность контента. И тому подобное.

- Успешно или умеренно успешно продается именно твой контент (тот или иной проект) исключительно "через Facebook"? Есть ли по этому поводу какая-то статистика?

- Зрители "Дикого" делятся на тех, кто сверхактивный в соцсетях, и на тех, кого вообще там нет, хотя у них там есть много друзей. По поводу твоего вопроса замечу следующее. Facebook, вообще-то, очень полезный инструмент, если ты умеешь им пользоваться. Ведь он может как приносить деньги, так и забирать их. Сегодня правила на этой территории стали более жесткими. И организаторам театральных мероприятий иногда нужно побеспокоиться, чтобы их событие "зашло на органике". То есть сейчас недостаточно быть только хорошим и активным в соцсетях, но еще и следует быть талантливым, чувствительным и гибким относительно аудитории. Не помешает найти для этого хорошего Сммщика, таргетолога, дизайнера, фотографа, контентщика. А это уже целая технологическая система!

* * *

У актрисы Ирмы Витовской в Facebook насчитывается около 28 тыс. подписчиков. Для театральной звезды в данном сегменте - это немалое количество единомышленников. Считайте, страница Витовской - это уже персональное театральное медиа. Хотя Ирма на своих Fb-скрижалях не только делится мыслями о репертуаре, а часто высказывает общественно-политические взгляды.

- Да, для меня страница Facebook - это и персональное медиа, и общественная трибуна, и территория личных вкусов-пристрастий, то есть там всего понемногу, - говорит Ирма Витовская. - И, безусловно, соцсети, и Facebook в частности, в последнее время заметно изменили мир нашего театра и мировосприятие театра. Потому что стало больше дискуссий, оперативной информации о проектах, резонансных спектаклях. Есть много интересных личных впечатлений критиков и искренних зрителей, которые становятся со временем ориентиром для многих.

Однажды меня спросили по этому поводу: дескать, Facebook - это все же мир параллельный или для многих уже стал основным? Я так считаю: это площадка для общения, не больше, но и не меньше.

Итак, Ирма Витовская в украинском театральном сегменте Facebook - среди рекордсменов по количеству подписчиков. И если составлять условный рейтинг таких вот театральных лидеров (именно по количеству подписчиков), то среди них - Римма Зюбина (на ее странице значится почти 14 тыс. подписчиков), Лилия Ребрик (актриса Молодого театра и телеведущая также собрала около 14 тыс. подписчиков). Немалое количество поклонников у актрисы Олеси Жураковской - около 7 тыс. подписчиков. Такая же цифра подписчиков - почти 7 тыс. - у Ярославы Кравченко ("Дикий театр").

Отдельной строкой в такой иерархии Fb-ценностей проходят Ольга Сумская (49 тыс. подписчиков), Ахтем Сеитаблаев (37 тыс. подписчиков), поскольку они более активны в кино, телебизнесе, где есть глобальная массовая аудитория.

Самая многочисленная армия подписчиков - среди столичных театров - сегодня у киевского Молодого: их у него свыше 17 тыс. В Театре "Актер" в последнее время показатели подскочили до 10 тыс. Сверхактивный в этом Fb-направлении театр "Золотые ворота": несмотря на то, что у них камерное пространство, почитателей, нажавших отметку "нравится" на официальной странице Facebook, - около 8 тыс. На странице Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра - 10632 поклонника, которые нажимают на "нравится".

У наших Национальных театров в этой области следующая "картина маслом": страница Театра Леси Украинки "нравится" почти 4 тыс. почитателей. Лучше картина в кругу друзей Театра Ивана Франко - там количество "нравится" свыше 12 тыс. У Национальной оперы "нравится" - более чем 6 тысячам. И почти рекорд среди Национальных - в столичной оперетте: там FB-"нравится" равняется 14,5 тыс.

Несмотря на это, далеко не все нынешние театральные кумиры и лидеры сверхактивны в Facebook. В частности, Станислав Боклан (по некоторым версиям, самый дорогой среди украинских актеров) имеет свою страницу в соцсети, но у него там только 36 официально зарегистрированных друзей. Сетевой энергии этот замечательный актер, очевидно, не проявляет, а, возможно, лишь наблюдает со своей фейсбучной башни за маневрами и баталиями других игроков. И, наверное, правильно делает.

Вообще не прописаны в "театре Цукерберга" некоторые наши театральные вожди. Дмитрий Богомазов - главный режиссер Театра имени Ивана Франко - не зарегистрирован на Facebook. Не зарегистрирован там и Андрей Билоус (художественный руководитель Молодого театра), хотя и поговаривают, что Андрей довольно внимательно бдит и маневрирует на территории Instagram, еще одного популярного форпоста наших сетевых театральных коммуникаций.

- Сейчас Instagram дает намного больше конверсии для театрального социума, чем традиционный Facebook, - говорит Слава Жила, художественный руководитель театра "Актер". - Обратите внимание хотя бы на страницы Instagram Ольги Сумской, Юрия Горбунова, Лилии Ребрик: у каждого из них - от 300 до 700 тыс. фоловеров. Instagram дает возможность легко и быстро формировать контент. И преимущественно именно молодежь "сидит" в Instagram, просматривая страницы топовых актеров.

Итак, очевидно, выигрывает тот, кто формирует крутой контент и является популярным. Ведь с одной "story" того или иного топового актера можно продать все билеты на его спектакль. С другой стороны, Facebook остается в эдаком академическом статусе, хотя, как на мой взгляд, эта соцсеть тоже дает возможность "оцифровать" определенные показатели успешности театра. Очевидно, чем больше лайкают, шерят и комментируют, чем больше у тебя подписчиков, тем популярнее и твоя деятельность, которую генерируешь.

* * *

Почти четыре года в Facebook существует профессиональная группа "Театральная коммуникация". За это время она объединила под своими знаменами около 3 тыс. подписчиков. Причем без рекламы и какого-то агрессивного навязывания. Сначала эта группа была "узкопрофильной", освещая деятельность Черновицкого театра. Со временем модератор "Театральной коммуникации" - актриса Светлана Сурай - немного расширила тематику, активизировала обмен информацией между украинскими театрами. Таким образом, стало возрастать и количество подписчиков.

- Наиболее щедры наши пользователи на бранные слова и репосты, когда информация касается театрального любимца, того, кого знает большинство, - говорит Светлана Сурай. - Часто пользователи активно реагируют на известное имя или на неожиданные новости. Поверьте, если бы написали, что в львовском Национальном театре имени М.Заньковецкой поставят пьесу Мишеля Марка Бушара "Том на ферме", то это послужило бы причиной безумной шумихи и активизировало подписчиков.

Но, знаете, в последнее время, к счастью, в группе "Театральная коммуникация" я наблюдаю все меньше "срачей" (из сленга "слов" не выбросишь), в частности в театральных дискуссиях. Я лично за свободу слова, но и за здоровую коммуникацию.

Сегодня украинский театр во многом выигрывает информационно именно благодаря соцсетям. Потому что есть открытое поле для пиара, промоушна многих новых проектов, новых имен. Даже неизвестные театры имеют возможность заявить о себе, если возникнет интересный повод.

- А как ты считаешь, вот, скажем, Андрей Бакиров, руководитель вашего Черниговского театра, мог бы реализовать интерактивный проект, избрав местом действия именно "формат" соцсети? Будь то Facebook или Instagram? Или, возможно, даже запрещенные у нас "Одноклассники", ведь табу для театра всегда является провокативным вызовом.

- Даже не знаю… То есть как это - поставить? Впрочем, в театре возможно все.

* * *

Следующий вопрос на заданную тему к человеку, который тщательно отслеживает фейсбучную монополию в театре: это театральный блогер и коуч Сергей Винниченко.

- Сергей, как, на твой взгляд, Цукерберг изменил украинскую сцену в последнее время? В худшую или лучшую сторону?

- Изменения произошли, и они - тектонические. Facebook на несколько стадионных кругов оставил позади традиционные СМИ. Первое и самое главное - это скорость распространения информации (неединичными стали трансляции и оценки премьеры непосредственно во время спектакля). Кроме того, в разы расширилась палитра мнений, уходит в прошлое единая консолидированная позиция, театр вынужден выходить в диалоговую плоскость и овладевать коммуникативными стратегиями. Люди театра перестали быть заокеанными мифами, а прошли обряд фейсбучной инициации.

Это одновременно и полезно, и крайне опасно. Армия поклонников и проработанный персональный актерский бренд, безусловно, прибавляют в заполненности зрительского зала и популярности актера.

И наоборот: когда человек театра, как тот Ихтиандр, без элементарных навыков общения и психологической защиты попадает в фейсбучный мир, это его может существенным образом травмировать. Случаются частные случаи формального отказа от фейсбук-присутствия (от незаведения профилей до их удаления вследствие получения негативного опыта пользования).

Наконец, стала доступной дискуссионная составляющая театра. И все больше размывается монополия искусствоведа на право единой публичной оценки. Сейчас происходит рождение общественной дискуссии (и не только театральной). Все, что до сих пор обсуждалось кулуарно, получает площадку для обнародования, входит в резонанс, обрастает кругом единомышленников, создаются инициативные группы.

Результаты обнародований или дискуссий уже сегодня коренным образом меняют, казалось бы, решенные и "согласованные" вопросы.

Искусство искусством, но не будем забывать, что театр - это такое же предприятие, которое заточено на прибыль. И первыми разобрались с возможностями Facebook театры без бюджетных дотаций, для которых каждый непроданный билет имеет значение. Чувствуется изучение базового опыта театров других стран, инструменты сопредельных областей (шоу-биз).

Более того, становятся неединичными примеры театрального SMM - от розыгрышей билетов до распродаж френдли.

- Остались ли еще в Украине, по твоим наблюдениям, театры, которые никакими веревками не привязаны к Facebook?

- Нетронутых в области социальных сетей театров на сегодня почти не осталось, даже областные и региональные театры обзавелись страницами в этой соцсети, а у многих еще есть инстаграмы/телеграммы/ютюб.

Отсутствие театра в Facebook, на мой взгляд, - это игнорирование потенциального зрителя как такового. Грубо говоря, в восприятии целевой аудитории, так называемый "средний" и "средний плюс", отсутствие организации в соцсети равняется отсутствию ее вообще.

Театр может не иметь собственного помещения, логотипа или даже сайта. Но обязательно будет виртуальное представительство. Поэтому номинальная привязка театров к собственным фейсбучным страницам- почти стопроцентная. Но это лишь количественный показатель.

А вот когда говорим о Facebook, то речь именно о Facebook-платформе, без учета других продуктов Facebook Inc. (например, Instagram). И статистика пользователей свидетельствует, что Facebook - уже не основная, а одна из возможных соцсетевых площадок.

Так что Facebook - это инструмент для достижения поставленных целей для одних и настоящий хронофаг - для других. Конкретный человек или организация могут как получить существенные бенефиты от Facebook, так и собственноручно организовать черную дыру для утечки времени и денег с его помощью.

* * *

Вот такая получилась заочная научная конференция по поводу программной и решающей роли Марка Цукерберга в жизнедеятельности украинского театра. Безусловно, выше - только персональные суждения, а не претензия на обобщение, ведь сетевой шоу-бизнес постоянно предлагает какие-то коррективы.

А с другой стороны, и так понятно, что Facebook - или Instagram, или другие - уже утрамбовали свои основные функции, в театральной области в частности. Это информационная функция (что, где, когда?). Коммерческая функция (что, где, почем?). Дискуссионная функция (кто виноват? невестка!). А также нарциссическая функция (смотрю в FB, как в зеркало, да и мысленно млею). И вот, посмотрев в него, как раз пора и вам поставить "лайк".