UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАДРОВЫЙ КОЛЛАПС…

Недавно на заседании Совета министров Крыма рассмотрен вопрос о работе в автономии по развитию культуры Крыма...

Автор: Николай Семена

Недавно на заседании Совета министров Крыма рассмотрен вопрос о работе в автономии по развитию культуры Крыма. К сожалению, состояние отрасли характеризовалось выступающими руководителями, работниками самой культуры, прессой не иначе как «глобальный кризис». Председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч прямо заявил: «Министерство культуры плохо управляет своей отраслью…» Кризис обусловлен тем, что министерство не справляется ни с финансовой составляющей отрасли, ни с кадровой, ни с концептуальной, ни с технологической, кризис задел все предприятия — библиотеки, театральные, концертные, музейные и другие организации. По результатам заседания правительством приняты радикальные меры — финансовую сторону отрасли будут проверять правоохранительные органы, два заместителя министра — Юрий Зырянов и Владимир Бутенко — освобождены от занимаемых должностей. Как сказал председатель Совета министров Сергей Куницын, «и один, и второй ничего не делают для того, чтобы оказать практическую помощь в организации работы министерства…» Кроме того, правительство объявило выговор заместителю министра Леониду Белому, работу министра Тамары Ароновой признало неэффективной, а вице-премьеру Владимиру Казарину, курирующему министерство, указало на недостаточное управление подведомственной отраслью.

Однако кризис в культуре оказался настолько глубоким и поразил такие слои, что одно заседание даже столь высокого органа не восстановило нормальную работу ни министерства, ни учреждений культуры. Продолжается скандал в театральном ведомстве, тлеет конфликт в Крымской государственной филармонии.

Неблагополучие в театральной среде Крыма вскрыло событие трагическое — в июне нынешнего года скончался режиссер академического русского драматического театра Владимир Аносов, народный артист Украины, яркая творческая личность, на интеллектуальной силе которого, как теперь понятно, зиждилось хрупкое спокойствие в театральной среде. Он вел также большую общественную работу — возглавлял Крымское региональное отделение Национального союза театральных деятелей, был секретарем совета НСТДУ. Спустя какое-то время после его смерти члены правления крымской организации НСТДУ приняли беспрецедентное решение — исключили из своих рядов сразу нескольких сотрудников русского театра: директора и художественного руководителя народного артиста Украины Анатолия Новикова, завлитчастью театра заслуженного работника культуры Украины Людмилу Касьяненко, народных артистов Украины Владимира Кондратьева и Виктора Навроцкого. Решение правления позже поддержала конференция КРО НСТДУ. Причина — «написание и предание огласке уничижительной, очернительной и заведомо ложной характеристики на народного артиста Украины… Аносова В. А.» Все исключенные — члены аттестационной комиссии русского академического театра.

Позиция правления КРО НСТДУ состоит в том, что «действия аттестационной комиссии неправомерны и аморальны», она поставила под сомнение профессиональную пригодность Владимира Аносова, который имел непререкаемый авторитет и профессионализм которого был общепризнан. По мнению совета, именно эта характеристика и стала причиной смерти известного режиссера. По мнению подавляющего числа членов КРО НСТДУ, которые как на совете, так и на конференции были единодушны в своих высказываниях, случившееся — результат глубокого кризиса в русском театре Крыма. Один из членов правления Георгий Мелконов говорил о том, что «в театре имени Горького сложился культ личности Анатолия Новикова, в нем подавляется всякая свобода творчества». К тому же руководство русского театра попыталось сорвать конференцию. Как пояснила председатель ячейки НСТДУ театра Александра Тищенко, именно администрация театра не дала ей провести собрание по выдвижению делегатов на конференцию. Но последняя состоялась и без их участия...

А коллектив театра 17 июля все же провел свое собрание, на котором высказал несогласие с решениями КРО НСТДУ. На пресс-конференции Владимир Кондратьев и Анатолий Новиков заявили: «Характеристика была нормальная, ведь в последнее время Владимир Аносов работал не в духе нашего театра». А события со смертью Аносова, по его мнению, «ребята» использовали, «чтобы немедленно взять власть в свои руки». Анатолий Новиков заявил, что он «никогда не вернется в эту организацию (НСТДУ. — Авт.), ему там не интересно», а также подаст в суд на Георгия Мелконова за его заявление. Представители театра имени Горького также заявили, что главным своим ценителем считают зрителя, у которого театр пользуется успехом…

Примечательно, что именно характеристика стала главным предметом конфликта и в Крымской государственной филармонии. Сценарий был примерно такой же — негативная характеристика, неаттестация, увольнение неугодного работника. Либо «перевоспитание» строптивого деятеля, надежда на то, что он сломается, подчинится. Но, в отличие от Владимира Аносова, художественный руководитель камерного хора «Таврический благовест» и заместитель гендиректора по творческим вопросам Владимир Николенко не умер, а просто попал в больницу после того, как не был аттестован. «Руку» аттестационной комиссии не остановило ни то, что Владимир Николенко единственный работник в руководстве филармонии с высшим музыкальным (консерваторским) образованием, ни то, что выпестованный им «Таврический благовест» — любимейший у зрителя и наиболее авторитетный среди коллег коллектив. К тому же Николенко — лауреат Госпремии АРК, заслуженный деятель культуры Крыма, и это звание, по общему мнению крымской общественности, присвоено ему вполне по заслугам. Он — инициатор и вдохновитель множества фестивалей и громких музыкальных мероприятий. Просто между ним и гендиректором филармонии Эрнстом Юдицким возник конфликт. В.Николенко критиковал гендиректора за неумелое руководство филармонией. Гендиректор в свою очередь «покритиковал» его в характеристике, которую Владимир Николенко назвал «бредом» и «местью за критику по неумелому, устаревшему, примитивному, непрофессиональному, бездарному руководству филармонией» — столько эпитетов письменно высказал он в замечаниях на характеристике для аттестационной комиссии, которая все же встала на сторону гендиректора. Неудивительно, что факт неаттестации Владимира Николенко вызвал бурю эмоций и удивления как у зрителей и почитателей хора, так и у коллег по цеху.

Между тем «линия» гендиректора филармонии была подвергнута критике на заседании правительства. По словам Сергея Куницына, уникальный коллектив постепенно подталкивают к статусу коммерческого предприятия, к чему творческие люди, естественно, не готовы. С другой стороны, обнаружилось, что и заработанное ими используется по меньшей мере нерационально. Удивленный суммами, глава парламента Крыма Борис Дейч прямо на заседании спросил: «Где же эти деньги?» и поручил правоохранительным органам провести тщательную проверку. Как оказалось, в Год культуры, вопреки указу Президента о недопустимости сокращения штатов культурных учреждений, гендиректор провел реорганизацию, в ходе которой были сокращены, помимо уборщиц и водителей, также необходимых коллективу, концертмейстеры, педагоги по вокалу, администраторы творческих коллективов — словом, те, от кого непосредственно зависит уровень работы филармонии. В результате «реорганизации», проведенной гендиректором, филармонией остались руководить, как сказано в письме Владимира Николенко Президенту Украины Леониду Кучме, «непрофессионалы, люди, получившие заочные дипломы учителей истории и завхозы в прошлом…». Уровень их «руководства» видно сразу — артисты филармонии уже три месяца не получают зарплату, руководители предприятия и министерство, несмотря на многочисленные обращения и предложения, вместо принятия эффективных мер перевели коллектив филармонии на сокращенную рабочую неделю, многие получили унизительные уведомления о сокращении их должностей. А ведь Крымская филармония была мощнейшей концертной и музыкальной организацией, влияние которой распространялось далеко за пределы Крыма. И что от нее осталось?

Аттестация стала орудием для расправы с неугодными — причем, как оказалось, наиболее талантливыми и способными в творческом отношении — работниками. Очевидно, для преодоления кризиса в культуре Крыма нужны неординарные усилия со стороны государства, иначе кризис будет только углубляться…