Она на гребне волны современности — и вне времени. Она обладает голосом потрясающей внутренней силы — и проникновенной манерой исполнения. Королева оперной сцены, живая легенда, визитная карточка планеты, божественная и непревзойденная — и земная женщина, талантливый педагог, просто счастливая жена и мать одаренной певицы...
Монсеррат Кабалье.
Такая характерная и такая разная... Вот величественная, будто сошедшая с полотна Гойи, дива заставляет благоговейно замереть избалованную публику Нью-Йоркской Метрополитен-Опера. А вот она танцует вальс с Николаем Басковым в Кремлевском дворце... Что бы она ни пела — «Норму» с Пласидо Доминго или «Барселону» с Фредди Меркьюри, духовную музыку или композиции Вангелиса, испанские сарсуэлы или «Очи черные», — происходит абсолютное проникновение в самую сущность музыки. Она вживается в тончайшие подтексты музыкального произведения — и в то же время на каждое произведение, исполняемое великой Монсеррат, налагает отпечаток ее глубокая, неизмеримо богатая душа.
Сто различных ролей. Миллионы почитателей. Десятки известнейших сцен мира. И вот 9 июня — Национальный дворец «Украина». Какой же увидит Монсеррат Кабалье украинская публика?
Николай Басков |
Внимая сейчас чарующему сопрано певицы, сложно даже представить, что первое прослушивание в Италии она не прошла. К славе вел долгий и упорный труд — 12 лет в барселонской консерватории El Liceu, в 1956 году — дебют с партией Мими в Базельском оперном театре (там же был наработан впечатляющий репертуар — «Тоска», «Аида», «Арабелла» и «Саломея»), работа на сценах Ла Скала, Бременского, Венского, Лиссабонского оперных театров... И в 1962-м, наконец, — дебют в барселонском театре El Liceu Opera House.
Нью-Йорк, Карнеги-холл, 1965 год. Монсеррат заменяет заболевшую Мерлин Хорн в постановке оперы Доницетти «Лукреция Борджиа». Никому не известная молодая певица исполняет первую арию — и в зале воцаряется такая тишина, словно все разом перестали дышать… После этого потрясенная публика взрывается двадцатиминутной овацией, а присутствующие в зале представители крупных оперных и звукозаписывающих компаний готовятся вписать в контракты имя новой звезды…
И раскрываются объятия мира. Метрополитен-Опера, Ла Скала, Ковент-Гарден… Монсеррат Кабалье выступала с такими известными дирижерами, как Бернстайн, Караян, Ливайн, Мета, Солти. Дуэтом с ней пели Мерлин Хорн, Альфредо Краус, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас. В музыкальной карьере последнего Кабалье принимала деятельное участие.
Первая леди оперы обращается и к популярной музыке. Если композитор, исполнитель импонирует Монсеррат, талантлив и «очарователен душой», жанр, в котором он работает, не так уж важен, — ведь за каждым его произведением стоят глубокие переживания. Записан альбом Friends for life, где Прима поет дуэтом с известными поп-звездами, в частности, с Джонни Холлидеем и Лизой Нильссон. Сотрудничала сеньора Кабалье и с греческим композитором Вангелисом. Но поистине легендарной стала песня «Барселона», гимн Олимпийских игр на родине певицы, исполненный дуэтом с Фредди Меркьюри. Фредди был большим поклонником творчества Монсеррат Кабалье. Когда они встретились, то провели целую ночь за пением под фортепиано. Результатом стал совместно записанный великолепный альбом «Барселона». Специально для Примадонны Меркьюри написал песню Exercise in free love. Красивая мелодия настолько понравилась певице, что она исполнила ее на лондонском концерте. В присутствии автора, для которого это стало полной неожиданностью… «Работать с Фредди было одно удовольствие. Благодаря ему я открыла для себя множество молодых талантов в рок- и поп-музыке», — призналась сеньора Монсеррат в одном из своих интервью.
«Из гуманистических соображений пути оперной и эстрадной музыки должны время от времени пересекаться. Ради тех, кто нуждается в результатах нашей совместной работы», — руководствуясь такими побуждениями, Монсеррат Кабалье охотно участвует в благотворительных акциях. В 2001 году она приняла участие в открытии международного фестиваля «Звезды мира — детям» в Москве, где выступила и как почетный посол ЮНЕСКО, и как один из авторов благотворительного проекта. Концерты в его рамках прошли в Париже, Хиросиме, Вашингтоне, Сиднее, Каире и Риме. Заключительное выступление мировых знаменитостей состоялось в Санкт-Петербурге в 2003 году.
Париж, Вена, Лондон, Токио, Нью-Йорк — в этих городах Примадонна пользуется особой любовью. И, конечно, в родной Испании. Здесь ей присуждено огромное количество званий и наград, многие — лично королем.
«Я не могу что-то петь не очень хорошо», — говорит певица. Возможно, именно искренняя любовь к слушателям и вследствие этого — постоянная требовательность к себе и помогают Монсеррат Кабалье поддерживать хорошую вокальную форму. Она полна сил, энергии и желания петь. Недавно Примадонна с успехом выступила в Оперном театре Барселоны, где исполнила роль Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VIII». После выступления публика устроила певице овацию и полчаса не отпускала ее со сцены.
Монсеррат Кабалье вновь заключила контракты с рядом европейских оперных театров. Только в Германии в марте этого года она выступила восемь раз, причем выступление в Мюнхене прошло с таким триумфом, что восхищенная публика потребовала еще одного концерта. И ее желание было удовлетворено.
Хотя организатор киевского действа — компания «Еврошоу», роль режиссера всецело принадлежит Монсеррат Кабалье. За ней остается решающее слово при выборе репертуара, в частности дуэтов, последовательности исполнения, при обсуждении множества деталей. Известно, что концерт пройдет в двух отделениях. Прима исполнит не менее десяти сольных произведений.
Бриллиантовый голос мира предстанет в достойной оправе. Специально приглашенные гости — Владимир Гришко и Николай Басков — исполнят по два дуэта с Примадонной и по два сольных произведения.
Своеобразным открытием пророка в своем отечестве станет выступление в концерте великолепного тенора Владимира Гришко. Солист Национальной оперы Украины, Метрополитен-Опера и Императорского Мариинского театра оперы и балета, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, в частности, обладатель специального приза Пласидо Доминго и звания «Лучший тенор» на Международном конкурсе вокалистов в Барселоне, народный артист Украины, кавалер Ордена Святого Владимира IV и ІІІ степеней, лауреат Национальной премии им. Т.Г. Шевченко 2001 года, певец, чьи выступления украсили сцены ведущих оперных театров мира, чье имя на афишах находилось в одном ряду с именами Паваротти, Каррераса и Доминго... Этот список можно было бы продолжить. Остается только сожалеть, что певец пока недостаточно известен украинской публике.
Гришко постоянно находится за границей и, надо сказать, вносит не меньшую лепту в создание позитивного имиджа Украины, чем Андрей Шевченко, братья Кличко или Руслана. Вот и сейчас, едва вернувшись из Финляндии, он в столице фактически проездом — пробудет здесь месяц «на вакации», затем отправится в Бонн, а оттуда — в США. По обе стороны Атлантики его знают, любят и ждут с нетерпением.
В целом Монсеррат Кабалье знакома с репертуаром Гришко, однако организаторы прислали ей дополнительно большой набор компакт-дисков певца, дабы сеньора Кабалье глубже ознакомилась с особенностями тембра певца и главное — определила, какие произведения наиболее выигрышно прозвучат дуэтом.
— Монсеррат Кабалье помнит меня и по конкурсу вокалистов в Испании, и по Метрополитен-Опера, — рассказывает Владимир Гришко. — Выступать с ней для меня — большая честь. Украина — поющая страна, и, на мой взгляд, у нас есть много великолепных голосов. Но поскольку выбор пал на меня, я как представитель украинской стороны постараюсь показать себя достойно. Я очень много работаю, репетирую. Молю Бога, чтобы быть в голосе, не просто звучать, а петь.
Если Владимир Гришко выступит с Монсеррат Кабалье впервые, то у Николая Баскова опыт уже есть. Популярного оперного тенора России связывают с сеньорой Кабалье успешный творческий союз и теплые дружеские отношения. Их первое совместное выступление состоялось в Санкт-Петербурге в 2000 году, после этого было несколько концертов в Москве и Северной столице. Монсеррат Кабалье охотно содействует творчеству молодых вокалистов, и Басков обрел в ее лице опытного и терпеливого наставника. Их совместные концерты прошли при небывалых аншлагах и снискали хвалебные отзывы прессы.
Киевский концерт пройдет в сопровождении Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины — 75 исполнителей, мастерство которых покорило многих ценителей классической музыки во всем мире. Однажды, услышав их выступление, восхищенные представители японской деловой элиты подарили оркестру полмиллиона долларов на приобретение музыкальных инструментов. Руководитель Николай Дядюра предварительно готовит оркестр, разучивает с ним репертуар. Однако за несколько дней до концерта он уступит пульт испанскому дирижеру Мигелю Ортега, который проведет четыре репетиции, не считая генеральной, — с Монсеррат Кабалье и гостями. Во время концерта музыканты будут находиться на сцене как полноправные участники действа.
Прима прибудет в Киев за три дня до выступления. Все эти дни она проведет в репетициях и подготовке к концерту.
— Исполнители, поющие вживую, в день концерта зачастую вообще ни с кем не контактируют, — делится наблюдениями Сергей Галузин, директор компании «Еврошоу». — Артист, голос которого записан на фонограмму, может целыми днями мотаться по радиостанциям, встречам, тусовкам, рекламируя себя. Но настоящему профессионалу, для того чтобы подарить слушателю свой колоссальный энергетический заряд, собраться, настроиться, нужны покой и уединение. И тогда на концерте происходит чудо...