UA / RU
Поддержать ZN.ua

JHANA: МУЗЫКА ДЛЯ КОНЦА ВЕКА

анцевальная культура, как того и следовало ожидать, стала, наконец, истэблишментом в поп-музыке. Ра...

Автор: Андрей Плетнев

анцевальная культура, как того и следовало ожидать, стала, наконец, истэблишментом в поп-музыке. Различного рода dance-номинации проходят с оглушительным успехом, зачастую затмевая блеском звезд (и бриллиантов) мейнстримовые сходняки - Гремми, Бриты и прочие МТV. К каждому европейскому поп-хиту обязательно прилагается стопка «клубных» ремиксов. Все это означает, что изначально подпольная субкультура стала чем-то привычным и знакомым. Что в свою очередь знаменует поиски чего-то нового, как бы неизведанного. Масскульту не внове производить гибриды, пожирая самое себя - извечную формулу «новое - знакомое - иное - узнаваемое» никто не отменял. И на стыке рок- и dance-культур возникают синтетические создания, объединяющие знакомый с детства драйв и новый цифровой подход к звуку. Пионерами в «новом роке» (термин пока еще не сложили!), как водится, выступают англичане - не без американского влияния.

Stephanie Soma приехала в Лондон из Нью-Йорка в 1992 году, вооруженная степенью бакалавра экономики искусства, кунг-фу и гитарой Gibson SG, освоенной под руководством классика авангардного джаза Девида Торна. Стефани прошла жесткую школу нью-йоркского андеграунда - авангардный джаз, некоммерческий рок и эксперименты с хип-хопом.

- Почему Лондон?

- Мне кажется, если тебя интересует уровень игры, профессионализм - твое место в Америке. Но если тебе интересно что-то более неожиданное, необычное и спонтанное - нужно отправляться в Лондон. После четырех лет здесь я уже не чувствую себя американкой.

Вот они, чудеса современной коммуникации! Неделю назад мне попал в руки CD JHANA - новый проект Stephanie и я подумал - а почему нет? Один звонок на фирму грамзаписи, они отправили меня к менеджеру и - после трех звонков я беседую со Стефани!

- С чего ты начала новую жизнь в Лондоне?

- Я приехала в Англию опытным сессионным музыкантом, так что работа у меня появилась сразу.

- С кем ты играла в студии?

- С миллионом людей, включая Take That. Самая интересная была работа с Boy George - особенно живьем. Я поняла, что такое настоящая звезда, увидела, как маленький человечек, выйдя на сцену, становится центром притяжения тысяч людей. Это было просто здорово! И очень поучительно.

- Откуда взялась идея собственного проекта?

- Мне всегда хотелось делать что-то свое. У меня было несколько групп, пока я не поняла, что, вне зависимости от уровня дипломатичности, сотворчество всегда напряг. Я очень признательна моему менеджеру, который заставил меня петь и писать собственный материал, до этого я полагалась на чужие идеи.

Стефани пишет музыку, тексты, играет, аранжирует и микширует все сама, на домашней студии. Единственное, в чем проступает женский подход, - в микшировании. Это как кулинария - добавила, попробовала - нет, немножко фленджера не повредит. Результат - холодный, мрачновато-сладкий трип-хоп с модной «старомодной» гитарой и шокирующими текстами: нетривиальный секс, наркотики и неразделенная любовь.

- У тебя в текстах довольно много отсылок к наркотикам, причем в мрачном ключе.

- Можно сказать, что я была подопытным кроликом в, скажем, практических исследованиях. У моего парня в начале

90-х была подпольная лаборатория по производству экстази. Уж я его переела - врагу не пожелаешь!

- То есть, горькие опыты?

- Можно сказать и так. С другой стороны, мои опыты с ЛСД здорово помогли мне в микшировании музыки - когда слышишь все нюансы на 64 каналах… Но все это очень опасно. Как-то я вышла на сцену - я тогда работала с Боем Джорджем - и увидела, что у меня отвалились пальцы на обеих руках. Единственная мысль в голове - наклониться и подобрать, а то как же я играть буду? Тут я и поняла, что пора завязывать.

- Это был тяжелый процесс?

- Пожалуй, что нет. Мне очень помогли регулярные занятия медитацией и кунг-фу. С другой стороны, и в этом есть некая поганка…

- ???

- Можно пристраститься к духовным практикам, как к наркотику. Мне стоило большого труда побороть зависимость от моего наставника, хотя, с другой стороны, я ему очень признательна… Я написала об этих сложных взаимоотношениях текст для песни «Master Of Zen»…

- Там была строчка «Если переспать с учителем дзен, поможет ли это достичь просветления?». Это соотносится с реальным опытом?

- Нет, это лишь метафора. Но большинство песен в альбоме «Sentient Being» основаны на реальных событиях, реальных переживаниях.

- Некоторые критики высказывают недовольство излишней откровенностью твоих текстов. Что ты думаешь по этому поводу?

- Да ну их! Я пишу о реальной жизни, а если их пугают или шокируют какие-то ее составляющие - пусть обращаются к психоаналитику. Дошло до смешного: в Америке мой альбом выпустили под другой обложкой!

На первоначальном издании была моя фотография. Что тут ужасного - обнаженная девушка, покрытая серебряной краской, стоя по пояс в воде, держит в руках огонь! Очевидно, кто-то испугался обнаженной груди… Мне жаль эту страну. А потом фирма грамзаписи была недовольна, что я отказалась от американского тура…

- Серьезная проблема?

- Нет, они просто урезали финансирование на промоушен альбома. Ну да Бог с ними - музыка все равно найдет своего слушателя.

Если вам попадется альбом с упомянутой обложкой - стоит его послушать. Авторитетный журнал «Face» назвал Jhana «звуковой дорожкой к концу века - мрачной, искренней и нежной». Лучше сказать сложно.