UA / RU
Поддержать ZN.ua

Jazz In Kiev — только the best. В столице завершился месячник джаза

Международный фестиваль Jazz In Kiev — пока первый фестиваль такого рода. Идейный вдохновитель этого масштабного проекта — Алексей Коган...

Автор: Ольга Кизлова

Международный фестиваль Jazz In Kiev — пока первый фестиваль такого рода. Идейный вдохновитель этого масштабного проекта — Алексей Коган. Поддержал идею меценат Владимир Филиппов. В рамках форума было представлено немало интересных программ. А кульминацией стало выступление прославленного Эла Джерро, обладателя семи Grammy.

Идея этого фестиваля возникла год назад, когда в столичном МЦКИ (бывший Октябрьский дворец) прошел джазовый марафон к пятидесятилетию Когана. Алексей — большой знаток не только джаза, но и концертно-фестивальной организационной кухни. Он весьма опытен как ведущий многих украинских джазовых проектов, не раз посещал западные марафоны. Поэтому все, сделанное нынче в Киеве, было хорошо продумано. Именно так, с мастер-классами артистов-участников, выставкой работ фотохудожников и живописцев (отмечу работы Александра Зубко, Игоря Снисаренко, Дмитрия Туйона, сотрудничающих с киевским журналом «Джаз»), проходил этот месячный музыкальный забег. Порадовался народ презентациям новых дисков, показам фильмов, предоставленных известным коллекционером Леонидом Гольдштейном, концертам в клубном формате белорусской группы Apple Tea и постфестивальным выступлениям отдельных участников в ресторане «Пикассо».

Не считая незначительных организационных неувязок, фестиваль прошел прекрасно. Все на высоте — звук, свет, зал, обстановка, доброжелательность организаторов, четкость работы всех служб. А центральным событием стали три завершающих концерта в экс-Октябрьском дворце.

Вечер первый — концерт из двух сетов. Сначала играли шведы из New Tango Orquesta, исполняющие стилизованную в аргентинском духе акустическую музыку. Перекликались с музыкой Пьяццоллы. Ансамбль состоит из скрипки, виолончели, бандонеона, электрогитары, фортепиано и контрабаса. Только в составе нет ярких лидеров, и выступление прошло без особого энтузиазма и подъема, скорее как «разогрев».

Зато после них… Квинтет Дэйва Холланда (Великобритания—США) сразу же «взял» зал. Лидер-композитор-контрабасист учился в лондонской Гиллхолд-скул, в молодости встретился с Майлзом Дэвисом. Потом в его жизни были другие замечательные партнеры: Джон Серман, Чик Кориа, Гэри Бёртон... За плечами артиста сорок лет джазовой карьеры. Музыканты исполняли собственные композиции, почти не общались с залом: пришли, сыграли, покорили. Крис Поттер (тенор- и сопрано-саксофоны), Робин Юбенкс (тромбон), Стив Нельсон (вибрафон и маримба) и Нэт Смит (ударные) играют очень просто, негромко, спокойно. Звучат и держатся абсолютно естественно. Состав не менялся много лет. Совершенство — то, что они делают. Слушатели прикоснулись к высочайшему мастерству. Музыка квинтета создала атмосферу подлинного искусства.

Вечер второй — его открыла живая версия дебютного альбома киевского барабанщика и лидера проекта Алексея Фантаева First Kiss. На сцене появились участники записи молодые духовики трубач Деннис Аду и тенор-саксофонист Богдан Гуменюк, клавишница Наталья Лебедева, автор музыки Алик Фантаев и приглашенные партнеры: басист Андрей Арнаутов и бразильский гость — перкуссионист Cafe. Альбом интересный, в концерте прозвучали почти все треки. Играли энергично, только излишне громко. На мой взгляд, пора учиться играть тише.

Киевлян сменил интернациональный United Quintet. Пианист Миша Цыганов — экс-петербуржец, прочно обосновавшийся в Нью-Йорке (в Киеве играет во второй раз за полгода). С ним приехали российско-американский трубач Алекс Сипягин и басист-американец Esseit ESSEIT. В квинтет вошли двое украинцев — отличный тенор саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров и восемнадцатилетний барабанщик-глиэровец Олег Марков. Играли музыку Цыганова и Сипягина.

Талант нью-йоркских россиян позволяет им удерживаться на высочайшем уровне. Жесткая конкуренция и необходимость играть музыку разных стилей, быстро вписываться в новые составы, быть в постоянной творческой, да и физической, форме — секрет их мобильности. Сочно и выразительно звучал бас в руках темнокожего гостя. Наши тоже не подкачали. И несмотря на то, что квинтет вышел на сцену после одной репетиции, как пошутил Алексей Коган, «шара» была высокой пробы.

Ждали третьего сета... И вот — израильский контрабасист Авишаи Коэн и его группа. Музыканты показали этно-джазовую программу. Коэн и его жена Карен Малка исполняли народные песни. Было интересно познакомиться с мало известным у нас песенным искусством Израиля. Музыка пряная, тонкая. Романтичность и лиризм усиливал отличный аккомпанемент. Коэну свойственна подкупающедоступная человеческая открытость.

Вечер третий — вначале трио гитариста Чарли Хантера. Клавишник Эрик Дойч и барабанщик Энтони Мейсон составили лидеру достойный ансамбль. Стилистика американцев сочетает рок, блюз и джаз. Но темперамент отличается сдержанностью. Слушатели приняли гостей тепло. Но вот и настал звездный час…

Эл Джерро вышел — и двухтысячный зал взорвался. Вместе с обладателем семи Grammy в номинациях «jazz», «pop» и «R&B» (ритм-н-блюз) на сцену поднялась его команда. Элу уже 68 лет, но он продолжает активно гастролировать по всему миру, выпускать альбомы. Релиз последнего Christmas («Рождество») состоялся 14 октября на Rhino Records. Только в 2008 году вышло три альбома, а всего их почти 60. Что это за чудо… Трудно описать то, что испытывал зал — подъем, восторг. Каждый мелодический ход, яркая, такая узнаваемая интонация и тембр, динамический подъем и спад, поворот и аккорд вызывали слезы счастья на лицах людей.

И в то же время Эл ничего не повторял. Все, что он делал, было и старым, и совершенно сиюминутным, спонтанным, свежим. Казалось, что на сцене вокалист помолодел и просто расцвел! Любимые миллионами в версии Джерро We’re in This Love Together, Lean On Me, Boogie down, Easy, Says, Take Five — всех не перечислить — были замечательны. Вокальные «подъезды» и «завывания», фальцеты и хрипы, распевы согласных и «тремоло» оживили неповторимый интонационно-тембральный «спектр узнаваемости» мегазвезды. Когда стало понятно, что концерт заканчивается, зрители слушали три бисовки стоя. Спасибо, Эл, это — the best.