Судя по всему, в Киеве стало одним фестивалем больше — трехдневный гитарный марафон, состоявшийся в столице в конце декабря, стал событием, которого ждали давно. И переполненный зал филармонии тому безусловное подтверждение.
Честно сказать, гитара как концертный инструмент в моих глазах всегда уступала признанным лидерам, таким, как рояль, виолончель, скрипка. Но спрос, которым пользуется этот струнный инструмент, не может не наталкивать на мысль, что именно ей, гитаре, принадлежит негласное первенство по популярности. Ведь не секрет, что гитарные классы в ДМШ не пустуют, более того, наплыв желающих освоить гитару не только не ослабевает, но и зачастую превышает возможности школ и педагогов.
Однако не стоит обольщаться — хотя научиться играть на гитаре может практически каждый, по-настоящему, мастерски, интересно играют лишь единицы. Поскольку, как и любой другой инструмент, гитара любит профессионалов. Которые так редко собираются у нас в городе в таком количестве, чтобы просто поиграть для публики.
Да, именно просто — не ради премий, наград, званий и лауреатств. Не ради безумных гонораров и даже не ради престижа. Просто потому, что гитарный фестиваль для его организаторов — давнишняя мечта, и он, наконец-то, состоялся.
Программу составляли серьезно — начиная с первого дня у участников свободной минутки не было: в то время как одни репетировали, другие участвовали в мастер-классах, обменивались опытом, советами, мнениями. Приглашенные гости Жауме Торрент (Испания) и хорошо знакомый киевлянам Паоло Пергораро (Италия) решили не ограничиваться сольными концертами, а еще и дали двухчасовые мастер-классы младшим участникам фестиваля — хотя присутствовать на этих мероприятиях могли абсолютно все желающие, причем бесплатно.
Надо сказать, что подобного ажиотажа со стороны публики трудно было ожидать, однако билеты разметались моментально. Кроме того, организаторы фестиваля позаботились и о ценовой доступности — нижней планкой стала сумма в три гривни, вполне приемлемая даже для студенческого кошелька.
Особенно повезло на фестивале студентам класса гитары, поскольку представилась отличная возможность не только себя показать, но и других посмотреть — как признают сами гитаристы, сегодня чаще можно услышать эстрадных исполнителей, а вот классическую гитару в Украине еще не оценили должным образом. И это так — высококлассных гитаристов предпочитают слушать в записи, но не от музыкантского снобизма: просто не так часты гитаристы-гастролеры, да и гитарные концерты вообще.
Открывала фестиваль выставка музыкальных инструментов «Ямаха», на которой всем желающим предоставлялась возможность поиграть самим и послушать исполнителей — участников фестиваля. А вечерний концерт Жауме Торрента оказался особенно интересен потому, что исполнитель привез в репертуаре и собственные произведения, а авторская игра любопытна вдвойне. Опус под названием «Путешествие в волшебный мир» Торрент построил в форме сюиты — чередование программных номеров, абсолютно картинных, словно из сказочного сборника, вовлекало слушателя в действо, которое сложно назвать просто игрой на гитаре. Инструмент был использован не только для извлечения звуков, но и для шумов, постукиваний, а первый и последний номера, символизировавшие начало и, соответственно, конец путешествия на волшебном поезде, сопровождались громкими свистками, удивительно точно передававшими атмосферу вокзала, поезда, который гудит, отправляясь в путь. Из путешествия Жауме Торрента возвращаться было жаль — своеобразие музыканта не только в его гармониях и образах, но и в том, какой настрой он создает в зале.
Второй день начался мастер-классом Торрента, а вечером на концерте в Малом зале филармонии свое мастерство демонстрировали лучшие гитаристы Киевской музыкальной академии — лимит времени в 25 минут, предоставленный каждому, можно было использовать по своему усмотрению, выбирая программу по вкусу и по душе. Кто-то из ребят предпочел гитарные переложения Баха, кто-то, как Алексей Василенко, развлекал публику изящным джазом Мореля Босса ин Ре, а кто-то, как Евгений Митин, вообще устроил театр одного музыканта, исполнив пьесу «Перед казнью» из цикла «Утро последнего дня», в которой было все: и скрип двери, и последние надежды, и теплые воспоминания, и напряженное ожидание, и, наконец, свист гильотины, удар и тишина…
Иной была программа Паоло Пергораро, на концерт которого собрались, пожалуй, все заядлые гитароманы столицы. Мерц, Бах, Хенц и Альбенис являли собой «джентльменский гитарный набор» и полностью оправдывали ожидания публики, которая уже знала, что она хочет услышать от гостя. Впрочем, немало находок было в звучании — оно у Пергораро бархатистое, теплое, округлое. Его мастер-класс состоялся утром следующего дня, а за ним последовала очередная обойма талантливой молодежи, на этот раз из консерваторий и академий со всей Украины. Одесса, Львов, Донецк и Харьков продемонстрировали не только профессионализм и музыкальное единство, но и ту дружескую поддержку, которая особенна ценна сегодня, в тех обстоятельствах, которые вынуждают людей быть терпимее друг к другу и стремиться услышать не только слова, но и то, что за ними кроется.
На заключительный концерт собрался уже привычный, но оттого не менее приятный аншлаг — главный закоперщик и идейный вдохновитель фестиваля Андрей Остапенко приготовил по такому поводу Испанский концерт для гитары с оркестром Стецюна для начала. И не прогадал: романтическая, несколько напоминающая музыку к кинофильмам мелодика настроила на соответствующий приподнято-праздничный лад, и в этой тональности прошел весь вечер. Еще один концерт, но уже Кастельнуво-Тедеско, исполнил Олег Бойко, которого давно знают, любят и восторженно принимают в Киеве, а Жауме Торрент играл свой собственный гитарный концерт, очень тонкий, необычный и по-настоящему элегантный. Симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением Игоря Палкина подарил слушателям изысканное Адажио Сэмюэля Барбера — поистине королевский подарок, особенно если учесть, как нечасто нас балуют такими изюминками, предпочитая заигранные, но популярные классические хиты.
И что интересно — после фестиваля не только захотелось почаще слушать гитарную музыку, но и возникло желание поближе познакомиться с гитарными композиторами, творчество которых не то чтобы огромно, но вполне значительно и вполне заслуживает внимания. А иногда — и восхищения.