Можно сочинять пышные траурные фразы, складывая из них эпитафию украинскому кинематографу в частности и утрате духовности вообще. Однако, несмотря на сложнейшее положение национального кинематографа, появляются картины, которые, на мой взгляд, становятся неким «светом в конце тоннеля». Зачастую благодаря личному энтузиазму их создателей, потому ни их экономическое, ни правовое положение нельзя считать привилегированным.
Таким позитивным зарядом явились две недавние премьеры, прошедшие в Доме кино. Это фильмы киностудии «Контакт», руководимой Ларисой Роднянской, продолжающие две обширные, уже давно заявившие о себе программы — «Наш современник» и «Избранные временем». Эти две картины, как и предыдущие, сделаны при поддержке Фонда содействия развития искусств.
Роднянская верна себе, приглашая к работе над документальными фильмами ведущих режиссеров украинского игрового кино. В идеологии «Контакта» — возможность выхода их из простоя, хоть на время, и использование их нерастраченного творческого потенциала во благо конечной цели — качественному документальному кино.
Первая из них — «Sempere tire» рисует эскиз к портрету величайшего украинского актера современности Богдана Ступки, продолжая серию портретов наших современников — Анатолия Соловьяненко и Николая Мащенко. Причем, хотя на экране присутствует Ступка-министр, ленту эту нельзя расценивать как книксен по отношению к государственному мужу, ведь работа над ним началась задолго до формирования нынешнего кабинета.
Работа над документальным кинопортретом артиста — дело сложное и малоблагодарное. Ведь наиболее полное самовыражение его индивидуальность получает в созданных им на сцене и экране образах и есть опасность, что перед камерой будет надета еще одна, не самая удачная маска. Но органика Богдана Ступки настолько пластична, что этого, Слава Богу, не произошло. В этом немалая заслуга не только героя картины, но и автора сценария и режиссера Светланы Ильинской, творческий метод которой в данной работе — уход в ряды благодарных зрителей, радующихся возможности общения с актером. Чистоту звучания киноансамбля поддерживает работа оператора Богдана Вержбицкого и закадровый текст в исполнении Богдана Бенюка. Полноправным соавтором фильма можно назвать и жену Богдана Сильвестровича — Ларису, предоставившую для картины великолепную подборку из семейного фотоархива.
Не стану пересказывать сценарный ход и характер монологов героя. Предположительно в сентябре картина пройдет в телеэфире и широкий зритель сможет сам ее оценить.
Вторая работа «Контакта» из серии «Избранные временем» посвящена светлой памяти изгнанного с Родины потомственного киевского интеллигента, человека удивительной судьбы, писателя, некогда обласканного режимом и им же погубленного, — Виктора Некрасова.
Фильм начинается с долгой, медленной панорамы по могилам известного парижского кладбища, которое стало последним приютом многих наших великих соотечественников от Бунина до Некрасова. От последнего пристанища, словно отматывая пленку жизни назад, создатели картины (режиссер Н.Мащенко, оператор С.Борденюк) проходят парижскими улицами, параллельно вспоминая Киев, войну, заходят в любимое Некрасовым кафе, общаются с людьми, которые были его друзьями, узнают страшную тайну таблетки, облегчившей его уход. Все это сопровождается повторяющимся режиссерским приемом — двойной экспозицией. Воспоминания друзей, лик самого писателя проглядывают сквозь унылую решетку ячеек архивов КГБ. Фильм честный и щемяще нежный по отношению к его герою, который жив, как живо то, что он писал, как жива память о нем в сердцах его друзей и близких. Они даже пьют с ним, как с живым, чокаясь с его бокалом.
Студия «Контакт» тихо живет в самом сердце Союза кинематографистов Украины, занимая одну небольшую комнатку, напряженно и много работает, с завидной периодичностью приглашая на свои премьеры. И несказанно жаль, что этих работ, никогда не было ни в конкурсных, ни во внеконкурсных программах фестивалей. А ведь эти фильмы могли бы достойно представлять украинское кино, которое практически отсутствует на фестивалях, нашу культуру и духовность. Не говоря о том, что многие из этих лент могли бы и должны были бы стать частью школьной учебной программы — ведь это портреты лучших представителей народа. Почему это не происходит, как и ответы на другие вопросы, мы узнаем из разговора с Ларисой Роднянской в следующем номере «ЗН».