UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ИЗ ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ НЕ БЕГУТ...»

Выражение, ставшее заголовком этой статьи, принадлежит С.Аверинцеву, который, похоже, занял в общественном сознании постсоветских стран место покойного Д.Лихачева...

Автор: Елена Раскина
Сергей Аверинцев

Выражение, ставшее заголовком этой статьи, принадлежит С.Аверинцеву, который, похоже, занял в общественном сознании постсоветских стран место покойного Д.Лихачева. В самом деле, Аверинцев сейчас больше чем филолог и культуролог, он — властитель дум и сердец, и поэтому его нынешний приезд в Киев многим представляется благосклонным визитом духовного лидера и вождя интеллигенции, причем не только российской. С осажденной крепостью Сергей Сергеевич сравнил антитоталитарные духовные и культурные ценности, а с осаждающими — тоталитарные режимы, независимо от их личин и масок. И, поскольку из осажденной крепости не бегут, людям доброй воли остается только не щадя сил отражать вражеский натиск.

Международную конференцию «Семья в постатеистических обществах», открывшуюся 30 сентября докладом Аверинцева, вполне можно было назвать отражением варварского нападения. Правда, осажденной крепостью в данном случае оказалась не культура или религия, а семья, суверенитет семьи, который в тоталитарных государствах считается сомнительной и неуместной роскошью. Семья как антитоталитарная сила, как фундамент демократического общества, и стала основной темой международной конференции, организованной Киево-Печерской лаврой, Киевской духовной академией и семинарией, Православным педагогическим обществом, объединениями «Путь православия» и «Истоки», а также ассоциацией «Неопалимая купина».

Актовый зал 45-го корпуса духовной академии, где с 30 сентября по 6 октября проходила конференция, вместил всех тех, кому не безразличен религиозный и культурологический подтекст семейной темы. И вполне естественным выглядело то, что открывал конференцию доклад С.Аверинцева, автора блестящих культурологических и философских работ, посвященных проблемам семьи, брака и пола. Собственно говоря, доклад ученого и представлял собой семейную хронику, поданную в культурологическом ключе. Аверинцев то и дело сбивался на доверительные, домашние интонации, которые становились особенно отчетливыми во время рассказа ученого о детстве, родителях и незыблемых семейных ценностях.

«Моим отечеством была комната коммунальной квартиры, где ютилась наша семья...» — эти и другие выражения из доклада Аверинцева открыли тему семьи как осажденной крепости, оазиса свободы, для защиты которого нужны люди с пылом Жанны д‘Арк. Впрочем, как следовало из доклада ученого, семье противостоит не только тоталитаризм, но и провинциализм, в том числе и хронологический.

В самом деле, замкнувшись в своем времени, представители разных поколений не могут найти контакт друг с другом, а тоталитарное государство умело эксплуатирует генерационные разногласия. Словом, Аркадий Кирсанов из тургеневских «Отцов и детей» и рад бы понять отца с дядей, только вот «тоталитарный» Базаров мешает. И когда Базаров уходит со сцены, семья берет свое. Противостояние отцов и детей превращается в единство.

Уже в первый день конференции обсуждение добралось и до федоровского «воскрешения отцов». Ведь семья покоится на памяти, как на фундаменте, и пресловутое единство поколений возможно только при соблюдении прав не только живых, но и мертвых. «А как же права мертвых?» — возопил как-то М.Бахтин. В самом деле, права мертвых в беспамятные времена попираются с особенной легкостью, и, стало быть, семья в постатеистических обществах должна основываться прежде всего на соблюдении прав ушедших. Без верности памяти и традиции семьи не существует, как и без преданности высшей истине. А высшая истина — это вера и любовь, скрепляющая поколения.

На открытии конференции с приветственным словом к присутствующим обратились митрополит Киевский и всея Украины Владимир и ректор Киевской духовной академии и семинарии протоиерей Николай Забуга. А закончился первый день конференции хвалой Богородице и концертом хора Киевской духовной академии под руководством Дмитрия Болгарского, состоявшимся в Трапезном храме Лавры. О семье и ее духовном смысле говорили в течение недели, но главный смысл сказанного состоял в том, что попранный в тоталитарные и атеистические годы суверенитет семьи теперь предстоит возрождать.

В самом деле, за время осады защитники крепости достаточно настрадались, и залечивать их раны предстоит молодому поколению, для которого семейные ценности, увы, не всегда стоят во главе угла. Впрочем, как и для интеллигенции, зачастую повторявшей тоталитарные лозунги, не вникая в их смысл. А ведь интеллигенция, по словам С.Аверинцева, должна быть сословием, твердо решившим ничего не повторять хором.