Во время «Французской весны» в Киеве и других городах Украины побывал французский «Театр Единорога» (г. Лилль), представивший украинской публике спектакль «Ярмарочный зверинец».
Чего только не увидели мы в том химерическом зверинце, где старые ярмарочные актеры в масках показывали необыкновенные номера: танцующие улитки, симпатичные птицерыбы, невиданное причудливое насекомое на канате, укрощенные светлячки, ручные носорог и акула, вымуштрованные банки с сардинами, выделывающие головокружительные акробатические трюки. А испытывали вы когда-либо азарт кротовых скачек?
Те, кто попал на спектакль, безусловно, это ощутили, и реакция публики (как взрослых, так и малышей) была столь же выразительной, — аплодисменты, смех, а иногда и молчание под грустную мелодию, — как и язык представления, где практически не было текста, кроме нескольких условных реплик, несколько из которых прозвучали, между прочим, на русском языке. Причем использование русского не было следствием тщательной подготовки к выступлению на территории бывшего Союза — просто один из актеров труппы был русским. «Вообще, — отметила художественный руководитель и режиссер театра Клер Данкауан, — текст для нас не принципиален. Например, в нашей труппе есть итальянцы, испанцы, поэтому сначала на репетициях в общении получалась абракадабра. Это было весело!». Хотя в репертуаре театра, существующем с 1986 года, есть спектакли и текстовые — Шекспир, современные авторы. «Но, — улыбается Клер, — если две страницы описаний можно передать минутой действа, я без колебаний предпочту последнее».
Из чего же создается это феерическое действо? Невольно начинаешь напевать песенку Булата Окуджавы: «Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил...» Действительно, все эти механические штуки, с которыми актеры развлекались на сцене с часок, в течение двух месяцев целая команда талантливых людей создавала из картона, дерева, железа, ткани, папье-маше и еще неизвестно из чего. Загадкой осталось и функционирование всех тех колесиков, которые двигали «прирученными творениями». Впрочем, актеры признавались, что работа с механическими предметами не всегда была легкой, ведь в театральных институтах работе с объектами специально не учат. Хотя такое определение, как «театр объекта», во Франции уже прижилось и описывает театральный поиск на грани театрального действия, изобразительного искусства, искусства марионеток, пантомимы и др...
Но как бы мы ни поражались, как бы ни восхищались удивительными объектами, сделанными руками мастеров и оживленными актерами, все же на восемьдесят процентов спектакль «Ярмарочный зверинец» создан из поэтической, сумасшедшей, веселой и задорной фантазии.
Любопытно, что при обсуждении представления с публикой украинцы неоднократно отмечали в пьесе грустные и ностальгические нотки. Французы это отрицали, настаивая на оптимистичности спектакля, которая безусловно господствовала в триумфе творчества и бурного креатива. Но невозможно отрицать атмосферу старинной ярмарки, мелодии старой пластинки и сахарной ваты. Из какой-то железячки и фантазии...
В неистовом ритме цирковых барабанов пронесся перед публикой игрушечный паровозик фантазии «Театра Единорога», захватив и взрослых, и детей. Именно он под веселую музыку появляется в конце постановки, когда театр прощается с публикой. А мы глядели ему вслед и желали, чтобы дороги перед ним стелились и в дальнейшем счастливые и чтобы они еще не раз привели этот театр в Украину.