UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ИСТОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ

Наш сегодняшний рассказ — о художнике Александре Ивахненко, его жизненном пути и достижениях на ниве украинского искусства...

Автор: Михайло Шуляк
Возле моря Карского
Большой Государственный Герб Украины

Наш сегодняшний рассказ — о художнике Александре Ивахненко, его жизненном пути и достижениях на ниве украинского искусства. Родился будущий художник 8 сентября 1931 года в Таврическом крае — в селе Старо-Петровцы Бердянского района Запорожской области. Это живописное поселение неподалеку от речки Берды, впадающей в Азовское море, основали казаки в 20-х годах ХIХ века.

— Я хорошо помню, — говорит Александр Андреевич, — руины нашего дома, остатки фундамента, большие, щедро нагретые солнцем валуны серого гранита, которые я, выпасая гусей у реки, гладил, словно родные существа. Здесь прошли мои первые два года жизни. Это были страшные годы голодомора. Моя мама рассказывала, что были случаи людоедства. В нашем роду умерли многие люди разного возраста, но наша семья каким-то чудом выжила.

Родители Александра — Андрей Ивахненко и Александра Головченко, выходцы из многодетных семей, чтобы как-то прожить, батрачили, а после коллективизации работали в колхозе. Александр вспоминает, что его отец очень любил лошадей. Мать красиво рисовала, вышивала, пела. Ее высокая духовность очень хорошо сказалась на развитии детей. В пятилетнем возрасте Александр свободно читал и рисовал.

— К началу войны я закончил с похвальной грамотой два класса школы, — рассказывает Александр, — участвовал в художественной самодеятельности. Хорошо помню школьные годы, степную природу, высокую траву и море. Особенно памятны скифские бабы, стоявшие на правом берегу Берды. От них веяло таинственностью далекого прошлого, мне его хотелось понять.

Во время Второй мировой войны отец Саши был на фронте. Мама, брат и сестра два года жили в оккупированном селе. В те времена Александр по школьным учебникам изучал европейскую литературу, историю мира, астрономию, зачитывался произведениями Тараса Шевченко. Годы оккупации были невероятно сложными и трудными.

— Бесспорно, — говорит художник, — мы ждали той высокой и счастливой минуты, когда встретим своих. Об этом можно писать повести и романы. Особенно запомнилось, как наш односельчанин защищал колхозный амбар от посягательства захватчиков. На колхозный двор пришел немецкий комендант со взводом солдат, чтобы забрать людское добро для вывоза в Германию, но кладовщик не отдавал. А когда комендант начал грозить оружием, пошел на врага совершенно без оружия. Мужик был крепкий и коренастый как дуб. Он шел на бандита решительно, выстрелы по нему лишь усиливали жажду мщения. Для меня, мальчишки, это был непостижимый подвиг и образец героизма и самоотверженности в защите народного добра.

Во время войны Саша полтора года тяжело работал на виноградниках, поэтому считает себя участником войны. Вообще, если учесть те ситуации, в которые бросала жизнь будущего художника, то можно увидеть, что он раз за разом чудом оставался в живых. Все эти картины со времен войны возникают у него перед глазами, словно это происходило вчера. Учась в восьмом классе, Александр Ивахненко начал писать рассказы, повести, которые не сохранились. В 1944 году семья Ивахненко переехала в Бердянск, и там, несмотря на тяжелое военное время, мама прилагала все усилия, чтобы дать детям образование.

— Когда наш отец возвратился с войны, нам стало легче. Шел 1945 год. В десятом классе я активно готовился к поступлению в художественный институт, — продолжает Александр Андреевич, — рисовал с натуры, в художественном музее им. И.Бродского копировал фрагменты картин. В 1949 году я, приняв предложение товарища, поехал поступать во Львовский институт художественно-декоративного и прикладного искусства. Поскольку в институте на специальности графики и живописи набора не было, сдал экзамены на факультет керамики.

Начинающему студенту Ивахненко повезло почти год учиться у известного профессора скульптуры Сиверы. Но тяга к живописи перевесила, и он, бросив институт, поступил в Днепропетровское училище на второй курс факультета живописи. Но весной парня призвали на военную службу, и он до 1954 года служил в войсках связи, а затем возвратился в училище. А.Ивахненко до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей, в частности А.Панина и Г.Чернявского.

— После окончания художественного училища, — говорит Александр Ивахненко, — я работал в Полтавском областном Доме народного творчества на должности старшего методиста по изобразительному искусству. Там я открыл трехлетнюю художественную студию истории искусства, анатомии, рисунка и живописи и композиции. Программу составил сам. Приложил усилия, чтобы такие со временем известные мастера резьбы, как М.Усик, В.Гарбуз и В.Шеремет получили звание заслуженных мастеров народного творчества.

После окончания студии некоторые выпускники, воспитанники Александра Ивахненко, поступили в художественные институты, другие пошли в средние школы преподавателями рисования, принимали участие в художественных выставках. В.Батурин, В.Мозок и З.Христич удостоены звания заслуженного художника Украины.

— В 1960 году я поступил в Харьковский художественный институт на факультет живописи, где преподавали В.Константинопольский, О.Хмельницкий, профессор С.Беседин. Мою дипломную работу «Соколовцы» (холст, масло, 2х2 м), выполненную в 1966 году на последнем курсе учебы, взяли в село Соколовое Змиевского района Харьковской области в музей Чехословацко-советской дружбы. Будучи студентом, выполнял книжную графику для харьковского издательства «Прапор», был членом художественного совета издательства «Прапор». По окончании института работал в монументальном цеху художественного комбината и создал два панно в технике керамической мозаики — «Решетиловские вышивальщицы» и «Решетиловские ковроткачки».

В 1967 году меня направили в Киев на Выставку передового опыта народного хозяйства, где и трудился ведущим художником, выполняя различные проекты и панно, — вспоминает Александр Андреевич. — Спустя семь лет перешел на преподавательскую работу в художественно-промышленный техникум (бывшее Лаврское училище) и там девять лет преподавал рисунок и живопись. В 1978 г. стал членом Союза художников. В том же году выполнил много акварелей к произведениям Т.Шевченко, А.Пушкина, Леси Украинки, офортов, а за оформление сборника А.Мицкевича «Крымские сонеты», изданного на трех языках издательством «Таврия», в 1976 г. был отмечен Республиканским дипломом I степени.

Жена Александра — Людмила Пошиваник, художник книги. Сын Андрей — магистр Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, дочь — студентка Национальной музыкальной академии.

— Как художник работаю в техниках станковой и монументальной живописи, акварели, рисунка пером и графики: офорта, литографии, пастели, гуаши, темперы, графического дизайна и пр., — делится своими достижениями профессор Ивахненко. — Выполнял пейзажные композиции, работал в оформлении книги, рисовал портреты Т.Шевченко, Леси Украинки, А.Пушкина... С 1990 года являлся автором первых марок Украины: «Декларация о государственном суверенитете Украины», «500-летие Запорожского казачества», «100 лет переселения украинцев в Канаду», «Всемирный форум украинцев» и много других. Из двенадцати тысяч представленных на конкурс марок из разных стран мира моя марка «ХХ Олимпийские игры в Барселоне» вошла в 12 лучших работ, посвященных Олимпийским играм.

В мае 1991 года Александр Андреевич участвовал в походе-реквиеме по случаю 130-летия со дня перезахоронения Тараса Шевченко «Последним путем Кобзаря», и в том походе сделал немало рисунков, которые подарил Национальному мемориальному музею Т.Шевченко в Каневе. Выставка всех этих картин состоялась в 1992 году в Республиканском доме художников, и в том же году г-ну Ивахненко было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Украины, а еще спустя год он стал доцентом кафедры живописи Украинской академии искусства. Кстати, выставка этих картин прошла и в 1996 г. в Доме литераторов в Киеве и том же музее. Эти выставки были посвящены 135-й годовщине со дня перезахоронения Т.Шевченко и пятой годовщине независимости Украины.

Ныне Александр Андреевич Ивахненко — член худсовета Министерства связи Украины, главный художественный консультант по выпуску юбилейных монет при Национальном банке Украины, председатель художественного жюри художественных школ г. Киева. По рекомендации Национального союза художников Украины принимал участие в создании элитного ордена «Князя Ярослава Мудрого» пятой степеней и стал победителем. Над разработкой ордена работал в соавторстве с В.Швецовым, а портрет Ярослава Мудрого Александр Ивахненко выполнил по собственной иконографии. Александр Андреевич создал также на конкурсной основе (авторский коллектив) проект Большого государственного герба Украины.

— Для Национального банка Украины, — завершает свой рассказ Александр Андреевич, — я изготовил эскизы шести юбилейных монет Украины: «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. », «Независимость», «София Киевская», «Киево-Печерская лавра», серию «Герои казацкой эпохи» и много других произведений монетарного и медальерного искусства.

В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры А.Ивахненко преподает акварельную живопись на кафедре живописи, он профессор кафедры живописи и композиции, исполняет обязанности заместителя заведующего кафедрой и секретаря государственных экзаменационных комиссий.

Большая выставка произведений Александра Ивахненко состоялась в нынешнем году в Каневском национальном мемориальном музее Т.Г.Шевченко и в Государственном музее Тараса Шевченко в Киеве под девизом: «Подпоясалась Украина казацким поясом Днепра». Александр Андреевич Ивахненко принимал участие в различных художественных выставках, в том числе и за рубежом.