UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИЗ ГРЯЗИ ДА В КНЯЗИ?

Со времени начала капитального ремонта Киевской филармонии прошло более четырех лет. Естественно...

Автор: Ярослав Минко

Со времени начала капитального ремонта Киевской филармонии прошло более четырех лет. Естественно, что за этот период филармоническая жизнь столицы Украины во многом обеднела хотя бы потому, что в Киеве очень мало залов для концертов серьезной музыки, не говоря уже о том, что нет никакой возможности принять исполнителя высокого класса. Впрочем, и до независимости столичная филармония мало чем напоминала современное концертное предприятие, а если что-то в ней и было, то не более того, чем в других областных филармониях.

А сколько копий было сломано в определении ее статуса — республиканская или областная? В конце концов руководство Министерства культуры Украины решило, что для бюджета выгоднее быть Киевской филармонии областной, пусть обслуживает городки и села в районах, в которых население никогда не испытывало особой любви — и это вполне естественно — например, к симфонической музыке или классическому вокалу. Не было даже речи о том, чтобы хотя бы на время переселить филармонию в какое-нибудь более или менее пригодное помещение, дабы она полностью не захирела. Все это нанесло большой ущерб престижу столицы не самого маленького европейского государства.

Неизвестно, сколько лет надо было бы ожидать завершения капитального ремонта филармонии, если бы не посещение в ряду других филармонического долгостороя Президентом Украины Леонидом Кучмой. После его осмотра ремонтные работы по-настоящему развернулись, даже установлен срок их окончания — сентябрь 1997 года. Следующим шагом поддержки несчастной филармонии был указ Президента о присвоении ей статуса Национальной, что, очевидно, должно отразиться на финансировании учреждения и положении солистов.

Но даже эти хорошие новости затмеваются сообщением о том, что в наступившем сезоне, наконец, создается симфонический оркестр Национальной филармонии. Да, это удивительное сообщение! Подобные художественные коллективы были и есть в Днепропетровской, Харьковской, Луганской, Запорожской, Одесской и других областных филармониях, а в Киеве, столице, не было. Как тут не вспомнить о вкусах — именно вкусах — прежних и, отчасти, сегодняшних руководителей Министерства культуры Украины и Киева, о их, так сказать, прагматической некомпетентности. Надо заметить, что и в наши дни, по свидетельству очевидцев, когда решался вопрос, быть или не быть симфоническому оркестру в Национальной филармонии, среди выступавших против были даже те, коим по должности Бог велел защищать эту идею... А между прочим, для филармонии симфонический оркестр — главный художественный коллектив, и если в Европе говорят о филармонии, то прежде всего имеют в виду оркестр. Словом, симфонический оркестр Национальной филармонии приступает к репетициям и 21 октября состоится его презентация. Возглавляет новый коллектив известный дирижер Леонид Тихонов. Конечно, путь создания престижного оркестра будет нелегок и, очевидно, тернист, но, так сказать, заявка сделана, и будем надеяться, в столице найдутся высококлассные музыканты.

— Присуждение статуса Национальной ко многому обязывает, — сказал генеральный директор филармонии Дмитрий Остапенко. — Киевская, а теперь уже Национальная филармония имеет 132-летнюю историю. И все это время она фактически являлась ведущей концертной организацией Украины. Конечно, высокий статус надо поддерживать, активно входить в европейское музыкальное пространство, и мы уже осуществляем первые шаги. Буквально две недели назад вернулся с гастролей в Швейцарии наш квартет гитаристов, где проходил международный фестиваль. Сейчас коллектив находится на гастролях в Италии. Фольклорный ансамбль «Дивограй» в июле побывал на Венецианском фольклорном фестивале, имеем предложения о гастролях нашего трио бандуристок. Месяц гастролировал в Германии вокально-инструментальный ансамбль «Веселі музики». К слову, надо сказать, что за рубежом часто знают Украину лишь по выступлениям на ресторанном уровне разных «шароварных» групп халтурщиков, стремящихся лишь заработать на экзотике. Они создают очень нехороший имидж.

Активную гастрольную деятельность осуществляет Киевский камерный оркестр, который за последние 4 года приобрел известность во многих странах, в частности в Германии, Франции, Швейцарии, Португалии.... Мы не всегда дома ценим то, что имеем. Я лично был свидетелем, как их восторженно принимали в Голландии и Бельгии. Конечно, все это сложно и трудно, но если коротко, то можно сказать — если приглашают, значит, искусство достойного уровня.

В филармонии мы задействовали Малый зал на 160 мест для того, чтобы не забывали дорогу в наше здание, чтобы зритель приходил не куда-то, а в филармонию, особенно дети, наши будущие постоянные зрители. Появляется новая аудитория — молодежная, студенческая, а также представители нового «среднего класса», понимающие престижность высокого искусства.

Радость и надежды генерального директора понятны, хотя он прекрасно понимает, что все не поднимется по -щучьему велению, до назначенного срока открытия филармонии чуть более года, а это в наше время очень большой срок...