UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ИЗ ГЛУБИНЫ СОБСТВЕННОЙ БОЛИ СОЗДАТЬ ЧТО-ТО ПРЕКРАСНОЕ...»

...Этот спектакль режиссер Каститис Бразаускас создал из фантазий и желаний больных детей. Белосне...

Автор: Виктория Сорокопуд

...Этот спектакль режиссер Каститис Бразаускас создал из фантазий и желаний больных детей. Белоснежный лебедь, улетающий в небо, кувшин, наполненный не водой, а тысячью разноцветных блесток, маски Трагедии и Комедии в руках у девочки, которая Трагедию роняет, а сама растворяется в ослепительном свете со смеющейся Комедией. В конце спектакля мальчик поднимает над головой огромную, украшенную цветами Землю, но она выскальзывает из его рук…

Второй международный интеграционный театральный фестиваль «Солнечная волна», организованный Оболонской районной госадминистрацией и Организацией матерей умственноотсталых инвалидов Оболонского района, собрал семнадцать театральных коллективов из Беларуси, Польши, Литвы, России и разных регионов Украины. Главная особенность фестиваля заключалась в том, что актерами были дети и молодые люди с физическими и психическими нарушениями. Играли всё — от «Колобка» и «Козы-дерезы» до серьезных спектаклей с глубокими философскими образами.

«Инвалид в жизни далеко не всегда является инвалидом в искусстве» — правоту этого тезиса еще раз доказал фестиваль особенных театров. Актеры с болезнью Дауна, ДЦП, колясочники, инвалиды по зрению и слуху выходили на сцену и преображались. Для таких людей театр — это, пожалуй, единственная возможность интегрироваться в жизнь. «Театральная игра позволяет участникам примерять на себя любой образ, что чрезвычайно важно для их реабилитации, — говорит творческий руководитель фестиваля Виталий Любота. — Игра позволяет им со временем становиться более уверенными в собственных силах — сначала в пределах театральной студии, а затем в ежедневной жизни».

Был ли это театр в полном смысле слова? Про одни коллективы можно было сказать: да, это действительно профессионалы. Другие были откровенно аматорскими. Но это не так уж важно, потому что речь идет не об обычных театрах со здоровыми актерами, способными сыграть любую роль. На этом фестивале работа каждого театра сводилась к одному — расширению возможностей больных людей, максимальному раскрытию их творческого потенциала.

Не знаю, с какими приключениями добирались на фестиваль поляки, литовцы, русские и белорусы, но о «дороге» украинских коллективов уже можно слагать легенды. Начиналась она на кабинетных дорожках. Крутили у виска: мол, куда вы собираетесь ехать, с чем?! Чиновницкий аппарат работал настолько слаженно, что театральным руководителям с трудом удалось вывезти детей на фестиваль международного уровня.

Может ли человек с физическими или психическими нарушениями быть Актером? «Солнечная волна» доказала, что да. Об одном из них, Васе, нельзя не вспомнить. Он приехал с ужгородским театром «Дети и куклы» и покорил всех присутствующих своим обаянием и игрой. В спектакле «Сказочная планета» Антуана де Сент-Экзюпери он сыграл Маленького принца. За девочкой, сыгравшей Розу, Вася ухаживал так, как мог бы это делать только настоящий Маленький принц. Этот мальчик был одним из немногих, чью болезнь вы просто не замечали, потому что его игра не оставляла вам времени размышлять об этом. Один из членов консультационного совета фестиваля, режиссер Владимир Федоров отметил: «Этот мальчик умеет принять зрителя. Вася — уже сформировавшаяся звездочка, которую следует на профессиональном уровне развивать дальше». Говорили даже о том, чтобы из таких, как принц Вася, создать «сборную» труппу и профессионально с ними работать. Не только реабилитировать и развивать детей, но и показывать другим их театральное мастерство.

На «Солнечной волне» было много замечательных работ. Это и вышеупомянутые «Мечты» (театр «Вилтис», Тельшяй), и «Коза-дереза» (театр «Дывосыл», Львов), и «На святой вечер» (театр «Шруделко», Люблин), и «Рассказ о любви» (театр «Наша лепша», Люблин), и «Рыцари» львовского театра «Джерельце». Последний театр нужно выделить особо. Его спектакль вызвал острую дискуссию. Рыцари убивают повстречавшихся им на пути играющих малышей. Через некоторое время дети же воскресают в виде очаровательных цветов и своей невинностью останавливают новое убийство... Кто-то утверждал, что подобное зрелище слишком жестоко, другие — что он полностью отвечает сегодняшней действительности. Александр Войтюк, автор и режиссер-постановщик «Рыцарей», делал ударение на том, что его театр — эмоциональный, поэтому и сюжет спектакля — это всплеск эмоций.

«Мы запускаем бациллу театра, от которой избавиться невозможно. А что дальше? Чем еще такие дети смогут зарабатывать себе на жизнь?» — заметил Виталий Любота, рассказывая коллегам о проекте Натальи Ораловой, которая решила соединить профессиональный театр с театром актеров-инвалидов и привезла на фестиваль прекрасную и самую «взрослую» работу — театральную новеллу «Психея, или Монологи из гримерки» по произведениям М. Цветаевой. Идея, постановка и музыкальное оформление этого спектакля принадлежало Наталье Павловне, профессиональному композитору и режиссеру.

— Моя работа носит экспериментальный характер. В ее основе лежит органическое слияние игры профессионального актера с игрой актера-инвалида. Я стремлюсь не сопоставить недуг со здоровьем, а стереть грань между больными и здоровыми. Я «закрываю» недуг больного: если это актер с ДЦП, то выстраиваю мизансцену так, чтобы зрители не заметили его инвалидности. Театр для таких ребят — не только серьезный реабилитационный процесс, это их настоящая жизнь, свет в тоннеле.

— Где вы находите ребят?

— Я работаю на базе двух интернатов. У меня есть несколько групп, в которых дети проходят актерский тренинг (вокал, пластическая разминка, хореография и т.д.). Но мои актеры — не только интернатовцы. Я подхожу к людям прямо на улице. Вот, например, недавно увидела мальчика с красивым артистичным лицом (больного ДЦП), познакомилась. Оказалось, что он просто жаждет попасть в театр. Более того, даже сам пишет пьесы!

Хотелось бы, чтобы госструктуры заинтересовались театром равных возможностей, в котором инвалид не будет вызывать отчуждения и беспокойства у зрителей и сумеет доказать себе и окружающим, что может подняться «над».

Фестиваль завершился. Он выполнил свое предназначение — показал самые разные формы театра с участием актеров, имеющих физические и психические нарушения и доказал, что особый театр имеет право на существование. Инвалид — это клеймо в повседневной жизни, но на сцене оно исчезает. Зрители смотрят уже не на больного человека, а на Актера, ему аплодируют, потому что его понимают... Закончим рассказ о втором Международном интеграционном театральном фестивале «Солнечная волна» словами Р.Эмюнаха, которыми он начинался: «Когда мы можем из глубины собственной боли создать что-то прекрасное, что-то, что трогает сердца других людей и дарит им свет — тогда боль отпускает нас и душа исцеляется...».