UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ивасюк: эхо шагов. Другое лицо легендарного композитора

Два сборника «Володимир Івасюк. Я ще не все тобі сказав…» объединили композиции автора «Червоної рути», о которых, возможно, знали немногие...

Автор: Татьяна Козырева

Два сборника «Володимир Івасюк. Я ще не все тобі сказав…» объединили композиции автора «Червоної рути», о которых, возможно, знали немногие. После нескольких лет изучения наследия композитора изданы его камерно-инструментальные и фортепьянные произведения.

Его песни «Червона рута», «Водограй», «Я — твоє крило», «Запроси мене у сни свої», «Пісня буде поміж нас», «Кораблі» и многие другие, несмотря на то, что написаны более 30 лет назад, до сих пор очень популярны и известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Более того, они стали своеобразной визиткой Украины в мире. В общей сложности композитор, по разным источниками, создал за свою слишком короткую жизнь около ста песен и романсов.

Притом немногие знают, что, учась на композиторском факультете Львовской консерватории им. Лысенко, Владимир Ивасюк писал произведения и других, «серьезных» жанров (или, как говорят специалисты, музыку для слушания) и у него были амбиции стать композитором, работающим не только в легком, песенном жанре.

В его творческом наследии камерно-инструментальные произведения (для фортепиано, скрипки и виолончели), квартет для струнных инструментов, полифоническая сюита для четырех деревянных инструментов и клавесина, вариации на тему буковинской народной песни «Суха верба» для фортепиано, музыка для спектакля «Прапороносці» по одноименному произведению О.Гончара, сюиты-вариации для камерного оркестра, импровизация-скерцандо для виолончели и фортепиано, мелодия для эстрадного оркестра и многое другое. Впрочем, всего и не перечесть, поскольку архивы Владимира Ивасюка окончательно еще не упорядочены, хотя семья композитора и коллеги по цеху, в частности исследователь и популяризатор творчества композитора, доцент Дрогобычского педагогического университета Лилия Кобильник, прилагают к этому очень много усилий. «Мы не имеем морального права предавать забвению все то, что приплыло к нам на «белых кораблях» Владимира Ивасюка», — говорит Лилия Кобильник.

И это не просто слова — это реальное дело, воплощенное в издании двух сборников «Володимир Івасюк. Я ще не все тобі сказав…». Они посвящены фортепьянным и камерно-инструментальным произведениям, собранным и упорядоченным в течение нескольких лет исследования наследия композитора.

«Судьба его так несчастливо сложилась, что он не успел себя проявить именно в этом смысле, — отметил во время презентации изданий побратим Владимира Ивасюка — доцент Львовской музыкальной академии им. Лысенко Александр Зелинский. — Эти произведения прозвучали во время его обучения, на пленуме композиторов, на Львовском телевидении в программе «Музика і життя» (в 1970-е годы), но не стали широко известными даже среди музыкантов. Однако все, что касается Владимира Ивасюка, для нас имеет огромную ценность, поскольку его имя вписано золотыми буквами в историю украинской культуры — несмотря на то, что он ушел таким молодым и его творческая биография не очень большая».

А через несколько дней после презентации изданий во Львовской филармонии состоялся концерт «Неизвестный Ивасюк», в котором участвовали выдающаяся пианистка Этелла Чуприк, муниципальный камерно-симфонический оркестр «Леополис» (художественный руководитель Ярослав Мигаль), Лилия Кобильник, киевский мужской поп-секстет «АдЛибитум» и победитель проекта «Шанс» Павел Табаков. По словам соавтора проекта, директора художественного объединения «Дударик — назавжди» Дмитрия Кацала, именно благодаря этим одаренным и квалифицированным исполнителям произведения Ивасюка должны получить вторую жизнь (и вообще, «рукам Этеллы Чуприк и Ярослава Мигаля можно поручить премьеру»).

Публика собралась очень полярного возраста — музыку Ивасюка пришли послушать люди всех поколений, даже... (за ручку с мамами) 4—5-летние малыши. Среди гостей — сестра Ивасюка Галина с супругом и сыном, вдова поэта Ростислава Братуня, супруги Игорь и Ирина Калинец.

В концерте прозвучали вариации на тему народной песни «Сухая верба», четыре фортепьянные миниатюры («Осенняя картинка», пьеса №3, Marciale marcatissimo, «Маленькая токката» (Этелла Чуприк), импровизация-скерцандо для виолончели и фортепиано, мелодия для эстрадного оркестра, сюита-вариация для камерного оркестра («Леополис»), песни «Кораблі» и (авторская) «Спомин» (Лилия Кобильник), «У долі своя весна», «Запроси мене у сни свої» (Павел Табаков), «Пісня буде поміж нас» («АдЛибитум»), «Роки вже відшуміли», «Знамено» («АдЛибитум», Павел Табаков) и, конечно, на коду — «Червона рута» (все исполнители плюс зал).

Полуторачасовой концерт, несмотря на отсутствие перерыва между «серьезной» и «легкой» частями и посвящение памяти человека, рано и очень трагически ушедшего из жизни, прошел очень быстро и в мажоре. Заметила только, как во время исполнения песни на слова своего мужа («на пам’ять нашу, мов весняну ниву, лягає спогад, як прозора тінь...») смахнула непрошеную слезинку Неонила Николаевна Братунь.

А в общем, как и предполагал Дмитрий Кацал, печали в зале не было: «Я еще на репетициях заметил: только зазвучит первая нота, Ивасюк, на фотографии очень серьезный, вроде начинает улыбаться…»