Известный украинский композитор Иван Небесный рассказал о работе в арт-проекте "Едігна, донька Анни Київської та Генріха І" и поделился опытом активной музыкальной деятельности в украинском драматическом театре.
В творческом заделе Ивана Небесного - десятки драматических спектаклей, к которым он создавал свою музыку: в Киеве, во Львове, других городах. Впрочем, театр - лишь часть творческой работы композитора. У него есть музыкальные произведения крупной формы, произведения для оркестра, камерная музыка, музыка к кинофильмам.
Собственно, сегодня Иван Небесный - один из самых затребованных современных украинских композиторов. Так что не случайно его музыка есть и в арт-проекте "Едігна, донька Анни Київської та Генріха І", который этим летом был показан в столице, а недавно состоялось перформативное представление проекта во Львове, в рамках Форума издателей. Уже в ближайшее время, в октябре, "Едігну" увидят в Польше, оценив и музыку Небесного, и другие творческие составляющие этого проекта,
- Иван, как рождалась музыка "Едігни"? Понимая специфику древней эпохи, возможно, режиссер ставил перед вами какие-то особые задачи?
- Наша "Едігна" - мультимедийный проект. Так что были и некоторые задачи, и некоторые рамки, предопределявшие работу композитора и других мастеров. Сначала была пьеса. Потом - видео. Параллельно с видео я продумывал музыкальные темы того или иного образа. А когда видеоряд был готов, я уже приобщился по полной программе, имея в виду специфику игры наших замечательных актеров. Замечу, что в премьерном спектакле были задействованы Ирма Витовская, Анастасия Блажчук (они на сцене), а вот за сценой отдельных персонажей озвучивали такие известные актеры, как Федор Стригун, Евгений Нищук, Остап Ступка. Кстати, недавно во львовской опере, когда мы представляли этот проект в рамках Форума издателей, к спектаклю приобщилась выдающаяся украинская актриса Таисия Литвиненко, которая мгновенно перевоплотилась в Анну Киевскую и буквально покорила переполненный зал.
Так что это очень интересная работа, интересная историческая тема, наполненная легендами, сказаниями. Режиссер и продюсер проекта Федор Баландин четко характеризовал каждый образ, позже записывали голоса персонажей.
Я присутствовал на всех озвучках. И так пытался проникнуть в материал.
- Собственно, как влияла на вашу музыку заданная историческая тематика и полумифологическая составляющая вокруг образа Эдигны, внучки Ярослава Мудрого?
- Безусловно, влияла. Тема произведения Александра Ирванца, собственно тема самой Эдигны, о которой мало кто знает и в Украине, и за рубежом, меня искренне поразили. Было желание передать дух древней эпохи, в которой жила Эдигна, уникальная фигура, которая бежала из королевского дворца, пыталась добраться до земли своего деда, жила в дупле старого дерева, позже ее признали блаженной…
Важно, чтобы такая тематика не воспринималась архаично. Чтобы это не было "ученической" цитатой какого-то времени, а был проект - современный и доступный для широкого зрителя.
- Погружаясь в глубины истории, во времена Ярослава Мудрого, давней Европы, насколько важно знать и понимать именно музыкальную аутентику того периода?
- Да, важно раскрыть тот аутентичный дух через современные музыкальные средства и формы. Ведь главная цель - чтобы зритель максимально погрузился в ту атмосферу. И музыка, как составляющая арт-проекта, максимально помогала раскрыть ту атмосферу. Было желание, чтобы аудитория воспринимала историю о Эдигне как исторический сюжет, отображенный средствами современных жанров.
- А каков аутентичный дух того времени, то есть времени Эдигны? Как вы его чувствуете?
- Это некоторые элементы звучания, это некоторые интонации - французские, менестрельские. С другой стороны, есть и аутентичные украинские интонации, элементы причитания. Есть использование разных инструментов. Все это словно вброшено для воссоздания особого исторического духа.
- У вас обильный список театральных проектов. С чего начался этот ваш театрально-музыкальный роман?
- Мое сотрудничество с драматическим театром началась со Львовского театра имени М.Заньковецкой. Первый спектакль - "Ніч на полонині" Александра Олеся. Я тогда учился во Львовской консерватории, и в театр меня пригласил режиссер Вадим Сикорский.
Он каким-то образом узнал, чем я занимаюсь как композитор, и ему, наверное, понравились национальные мотивы в моих музыкальных студенческих эскизах.
Это было с его стороны довольно смелое решение - пригласить новичка в прославленный театр. И я ему очень признателен за опыт.
Так что это был старт. А позже и другие режиссеры театра имени М.Заньковецкой - Федор Стригун, Алла Бабенко - начали меня приглашать сотрудничать.
Было сделано очень много в этом театре. А позже набралось еще больше - в других театральных коллективах страны.
- Когда композитор работает с режиссером драматического спектакля, это исключительно гармония - или бывают споры, конфликты?
- По-разному бывает. Бывают спектакли драматические, где нужен сугубо "механический" музыкальный фон. И я очень много сделал таких спектаклей. Хотя сейчас стараюсь по возможности не принимать участие в таких проектах. Хочется, чтобы твоя музыка была самоценной составляющей.
Обычно есть моменты, когда для режиссера важен именно отдельный музыкальный номер - ария, песня, танец. Тогда музыка играет большую роль. Но вообще должен быть гармоничный баланс между различными составляющими целостного театрального проекта.
Например, сейчас пишу произведение для Львовского оперного театра - "Лис Микита". Режиссер Василий Вовкун дает мне абсолютную свободу в музыкальном плане. Ведь в таком жанре, как опера, на первый план выходит все-таки музыка, а уж потом - другие составляющие. В следующем сезоне опера "Лис Микита" должен появиться на львовской сцене.
- Вы весьма плодотворно сотрудничаете и с киевскими театрами. Расскажите, пожалуйста, об очень популярном спектакле "Незрівнянна" с Натальей Сумской, которая и играет, и невероятно поет в этой постановке.
- Да, "Незрівнянна" - чрезвычайно важный проект для меня лично. И я всегда с радостью откликаюсь на предложения Анатолия Хостикоева. "Незрівнянна" в его постановке - действительно очень популярный спектакль. И такой материал оставляет заметное место в заделе композитора. А уж с такими мастерами, как Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев, всегда приятно работать - у них есть чему поучиться. Ведь это поколение выдающихся актеров. Они воспитаны на высоких художественных критериях. Я признателен судьбе, что они меня приглашают в проекты.
- В спектакле об известной американской певице, которая не умела петь, есть музыка из репертуара самой певицы. Как это все соединить - ваши авторские композиции и репертуар героини?
- Да, безусловно! Мы подробно изучали историю Флоренс Фостер Дженкинс, все ее приключения, ее репертуар. Поэтому в спектакле и используются классические музыкальные вещи, такие как ария Царицы Ночи Моцарта, а также американские мелодии того времени.
Я анализировал другие постановки о Флоренс Фостер Дженкинс - и все они оказались очень разными. В свою очередь я доволен, что украинский спектакль - особый и действительно несравненный. Он объединяет музыку разных стилей и эпох, но такое объединение довольно органично, прежде всего благодаря Актрисе с большой буквы.
Даже не знаю, кто, кроме Сумской, мог бы в Украине именно так спеть Моцарта!
- Среди исполнителей вашей музыки много титулованных музыкальных коллективов. С каким у вас самые тесные творческие отношения? Кому хочется сразу отдать для исполнения только что законченное произведение?
- Я сотрудничал почти со всеми известными украинскими оркестрами, ансамблями, солистами. У каждого из них свое лицо. В одном случае что-то было специально написано, в других - приглашали сотрудничать и исполняли мои произведения.
Есть интересные творческие проекты с Заслуженным академическим симфоническим оркестром Украинского радио, с его дирижером Владимиром Шейко. Например, у нас был общий проект с коллективом "Хорея Козацька". Мы с оркестром Украинского радио настолько глубоко почувствовали друг друга, что работали почти молча. Я принес ноты, они сыграли, потом поблагодарили друг друга. И таким образом еще до прихода "Хореї Козацької" все было решено.
Уже потом, когда пришли ребята из "Хореї Козацької", все были очень довольны, что так быстро нашли общий язык - все произошло легко и непринужденно.
- Как вам кажется, сегодня на Западе есть серьезный интерес именно к серьезной современной украинской музыке?
- Считаю, что есть. В последнее время часто попадаю на разные музыкальные фестивали - как академические, так и фестивали камерной музыки. Всем известно, что наш известный дирижер Оксана Лынив исполняет украинскую музыку на немецких фестивалях. И интерес, бесспорно, есть.
Если бы была достойная популяризация украинской культуры вообще и музыки в частности, все это встало бы на мощные менеджерские рельсы. Тогда, возможно, нашу музыку знали бы больше, глубже - в Европе, во всем мире. Сейчас промоушен нашей современной музыки, на мой взгляд, происходит лишь благодаря энтузиазму отдельных людей. А единой концепции не хватает.
- Вам поступают предложения, скажем, создать музыку для того или иного репутационного европейского фильма, международного театрального проекта?
- Недавно я закончил музыку к документальному фильму американского производства (фильм связан с Украиной) - "Баба бабі сказала (Baba Babeе Skazala: Grandmother Told Grandmother)". Режиссер Matej Silecky.
Поскольку надо было передать украинский дух и, так сказать, smell, то есть аромат, меня и пригласили как композитора фильма (производство Kitsune Tale Productions).
Лента будет демонстрироваться 7 октября на кинофестивале New Jersey Film Festival Fall 2018. О чем эта документальная картина? О людях, связанных с Украиной, о становлении их на американской культуре, на американской почве.
- Один из ваших музыкальных наставников - Мирослав Скорик…
- Да, Мирослав Скорик - выдающийся Композитор и Учитель с большой буквы. Я учился в его классе во Львовской консерватории фактически семь лет.
Еще моим одним учителем, уже в аспирантуре, был Геннадий Ляшенко.
Базовой "ремесленной" композиторской профессией я обязан именно Мирославу Михайловичу. Мы с ним прошли от простой прелюдии до разных стилей абсолютно разной музыки. Под его руководством я писал сонаты в стиле Моцарта, Бетховена, в романтическом стиле Шопена. В наше время это называется стилизацией. Скорик помог мне набить руку, обрести композиторское ремесло, чтобы уметь создавать музыку абсолютно разного плана - от 2–3-секундных рекламных роликов до симфонических произведений для оркестра.
Как-то Скорик мне сказал: "У тебя уже есть некоторые знания. И на фоне этих знаний можешь искать свое место в музыкальном пространстве". Хотя, конечно, не так легко найти сугубо свой путь.
- Вы нашли его, этот путь?
- Знаете, чем дальше течет время и чем больше информации я узнаю и воспринимаю, тем больше мне кажется, что я знаю очень-очень мало…
- Почти шесть лет вы были в должности музыкального директора Международного фестиваля "Київ Музик Фест".
- Я был исполнительным директором, отвечал за административную работу. Это, безусловно, большой менеджерский опыт. Благодарю судьбу, что в свое время поддержал инициативу Ивана Карабица, и сегодня фестиваль продолжает жить.
Сейчас будет очередной фестиваль - с 29 сентября по
8 октября. Будет громкое открытие (приезд польской мегазвезды в академической музыке Кшиштофа Пендерецкого, он будет дирижировать своим произведением). На закрытии - авторский концерт Мирослава Скорика, которому в этом году исполняется 80 лет.
Что касается этого фестиваля, я понял, что очень сложно объединять администраторскую и творческую работу. Это требует полного погружения в процесс. А у меня на каком-то этапе появилось много композиторской работы.
- Если говорить о режиссерах драматического театра - с кем из них вам комфортнее было работать?
- Когда я только начинал, комфортно было с Федором Николаевичем Стригуном во Львовском театре им. М.Заньковецкой. Он так подробно расписывал задачи, что композитору ничего не оставалось, как просто сделать то, что хочет режиссер. Также было плодотворное сотрудничество с Вадимом Сикорским. С этим режиссером я до сих пор работаю - уже 28 октября премьера спектакля "Гуцульський рік" в Театре им. М.Заньковецкой.
В Киеве есть Виталий Малахов, выдающийся режиссер, с которым мы сделали много интересных работ - "Фараони", "Грек Зорба", "Мина Мазайло", "Минулого літа в Чулимську".
Также есть замечательное сотрудничество с компанией "Бенюк–Хостікоєв": "Задунаєць за порогом", "Про людей і мишей".
Из последних важных для меня работ - уже упомянутая "Незрівнянна" в Национальном театре им. И.Франко.
…Представьте, что "Незрівнянна" искренне восхищает меня не только как профессионального композитора, но и как искреннего зрителя - во время просмотра словно забываешь, что ты сам задействован в этом спектакле, а просто идешь за актрисой, за ее игрой, за режиссерской канвой…