UA / RU
Поддержать ZN.ua

"История Лизы": драма не/бегства от мира

В украинский прокат выходит лента из жизни людей с синдромом Дауна - "История Лизы".

Автор: Анастасия Канивец

Автор сценария и режиссер - Александр Жовна. Фильм снят по одноименной его повести, а сам он уже не первый десяток лет работает в Новомиргородском интернате для умственно отсталых детей. В главных ролях - Марьяна Ахрарова, Влад Погребной, Дария Творонович, Николай Перестюк.

"Другие" и их непростые отношения с миром - лейтмотив современной культуры. Так, в 2014 г. появилось резонансное "Племя" Мирослава Слабошпицкого. Люди, которые выпадают за рамки стандарта - как поведения и образа жизни, так и физических и психических особенностей, - постепенно завоевывают себе место в искусстве, в частности кинематографическом. Не становится исключением здесь и Украина.

По сюжету премьерной ленты "История Лизы", две пары молодых людей - "нормальные" Ляля и Андрей и "дети солнца" Лиза и Коля - прячутся от мира в старом сельском доме. Впрочем, мир этот "ловит" их всюду, - перефразируя слова Андрея, такое некомфортное наше временное измерение…

Автор сценария и режиссер Александр Жовна выбрал тему не случайно. Кажется, тяжело найти лучшего проводника между этими двумя мирами: с одной стороны, художник, с другой - человек, включенный в поле своего объекта изображения…

И в самом деле: больше всего притягивает внимание и привлекает в фильме - доброжелательный и демократический взгляд на людей с интеллектуальными нарушениями. Чуть ли не главный "посыл" киноленты: да, они особенные, они нуждаются в уходе и больших усилиях для включения в общество. Но их не надо "жалеть" или как-то выделять; им "просто" нужно не мешать жить. Речь идет здесь об обеспечении элементарных прав. Не таких, как право на жизнь, питание или медицину, но таких же фундаментальных.

Вот простой пример, вокруг которого и разворачивается сюжет: до достижения взрослого возраста "дети солнца", которых опекает государство, живут в детском приюте. Потом - лет после двадцати пяти - их перемещают… в дом для престарелых (промежуточного учреждения у нас нет!), причем мужчины и женщины живут отдельно. Тем временем в детском приюте некоторые молодые люди успевают влюбиться, формируют пары. Имеют ли они право на создание семьи? Хотя бы на то, чтобы быть рядом друг с другом? Государственная система опеки такой возможности просто не предусматривает…

Этот, а также ряд других более или менее важных вопросов поднимает фильм. Ответов, к сожалению, не дает, - но проблема здесь не в фильме, а в обществе (что вызывает сожаление намного большее). Ляля, Лизина сестра, вытягивает ее и Колю из приюта, чтобы они остались вместе. Однако проходит не так много времени, и она уже спрашивает себя: не лучше ли им было оставаться там? Тот же вопрос возникает и у зрителя, особенно в финале ленты.

"История Лизы" - социальная драма с определенными претензиями на "артхаузность". Беда таких фильмов в том, что важность и острота темы перетягивает на себя все внимание, и о художественной стороне зачастую речь уже не идет. В то же время произведение довольно интересное и само по себе: оно атмосферное, светлое и сочувственное. Хорошая операторская работа, особенно стремительные пролеты камеры, открывающие панораму, - подлинно выход из интимного пространства героев в "большой мир" (правда, не всегда подкрепленный сюжетно). Что касается актерской игры, - здесь прежде всего привлекает внимание то, что Лизу и Колю сыграли сами "дети солнца" (причем, по словам режиссера, сначала кастинг проводился среди обычных актеров, но выбранные исполнители отказались незадолго до съемок, - как выяснилось со временем, к лучшему). Что важно - их присутствие на экране не оказывает удручающего впечатления, а наоборот - усиливает гуманистическое звучание фильма.

Гармоничности актерского ансамбля угрожало другое: рядом с естественностью и органичностью Марьяны Ахраровой и Влада Погребного казалась искусственной и не слишком убедительной игра Дарии Творонович и Николая Перестюка. Полученный эффект можно сравнить с тем, что дает объединение павильонных съемок и документальных кадров: какими бы совершенными ни были первые, они сразу бросаются в глаза. Так произошло и здесь: рядом с непринужденной речью Лизы и Коли особенно неестественно звучит рафинированный литературный (в смысле даже не "правильности", а именно отшлифованности текста) язык других персонажей, особенно сельского полицейского. Надо полагать, здесь с Александром Жовной сыграла злую шутку его писательская специальность. То же самое можно сказать и о строении фильма: ощущается, что автор привык к более гибким и свободным законам литературы, тогда как фильмовая драматургия требует четкой и стройной композиции. Как следствие, действие бросается от одной сюжетной линии к другой, и непонятно, о ком история на самом деле - о Лизе или о Ляле; не хватает и последовательности.

Начинается лента историей встречи и влюбленности Ляли и Андрея, причем всячески подчеркивается их "инаковость", чуждость окружающему миру. Эта часть преисполнена интеллектуально-странных разговоров о Петрарке, смерти, временных измерениях и т.п., которые, удобрив собой первые десять-пятнадцать минут фильма, затем исчезают. Местами создается впечатление, будто только таким, немного "не от мира сего" героям может быть небезразличной пара с синдромом Дауна. Впрочем, после демонстрации зрителям "необычности" героев о ней забывают, и в "сельской" части они уже предстают вполне "нормальными". Несколько выбиваются из общего порядка и сцены в кинотеатре, где герои фантастическим образом переносятся на пленку, в "Огни большого города" Чарли Чаплина. Кстати, интересная параллель: недавно на экраны вышел "Зеровилль" Джеймса Франко, в котором герои тоже объединяются на кинопленке, перенесясь в фильм 1952 г. "Место под солнцем". Похожим образом, именно в киномире, чувствуют себя наиболее свободными и счастливыми герои "Истории Лизы".

Подлинно, кино - царство грез! Так, признавшись в любви к искусству экрану, автор заодно донес к зрителю еще одну идею: искусство - именно то пространство, в котором все равны и где каждый может свободно чувствовать себя и выражаться. Впрочем, не забываем и о реальном мире! Хочется надеяться, что самым большим достижением выдуманной истории несчастных Лизы и Коли станет не появление в сети НВО (которая уже закупила фильм), а улучшение в жизни их реальных побратимов и названных сестер. И это уже зависит не от творцов ленты, а от ее зрителей.