Одним из самых заметных событий нынешнего концертного сезона оказался масштабный и по-своему полемичный замысел дирижера Владимира Сиренко – он решил представить столичному слушателю все «Страсти» И.С.Баха.
Несколько лет назад автору этих строк посчастливилось побывать в Лейпцигском соборе cв. Фомы (Томас-кирхе). Здесь работал И.С. Бах, здесь – его могила. Вечером хор и оркестр из английского города Бирмингема исполняли Мессу си минор этого великого композитора. Церковь – переполнена. Сидя на каменном полу, отрешенно внимали партитурам молодые хиппи, панки и металлисты. Ощущалось присутствие духа великого кантора, мистический контакт – сквозь три столетия.
В нынешнем сезоне цикл из четырех ораторий Баха, воплотившего в музыку страдания Христа, исполняется в Киеве. Это значительное музыкальное событие. Вечером 17 февраля «Страсти по Матфею» (дирижер Владимир Сиренко) прозвучали в Колонном зале им. Лысенко при аншлаге. Как в Лейпциге слушатели переполняли балкон и проходы, так и в киевском Колонном зале яблоку негде было упасть. Многие молодые музыканты приехали даже из других городов.
Подлинность партитур великого полифониста безоговорочна только в отношении «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну». «Марк» признается с оговорками, а авторство «Луки» оспаривается. Несмотря на это, Владимир Сиренко вынес на суд публики именно евангельские произведения.
В проекте занято более двухсот исполнителей. В частности, Национальный симфонический оркестр, Национальная капелла «Думка», Ансамбль классической музыки им. Б.Лятошинского, Большой детский хор Национальной радиокомпании, молодые киевские вокалисты. Организовать всю эту махину – дело непростое.
Для исполнения «Страстей по Матфею» дирижер, согласно партитуре, поделил оркестр и «Думку» (художественный руководитель Евгений Савчук) на две части, расположив их по обеим сторонам сцены, а на балконе по бокам от органа разместил детский хор.
Сюжет оратории охватывает события последних трех суток жизни Христа. Это тайная вечеря, предсказание предательства Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие, смерть и погребение. Евангельский текст взят Бахом также из лютеровского перевода Библии на немецкий язык. Композитор цитировал и лютеранские церковные песнопения (кантус фирмус). При всей отдаленности Баха от оперы — главного светского жанра той эпохи, ее особенности глубоко проникли в его творчество. Под влиянием оперы он преобразил суровую музыку лютеранства в лирико-драматическое искусство, наполненное необычайной эмоциональной силой. «Страсти по Матфею» тяготеют к опере благодаря драматизированному сюжету, конкретным действующим лицам. Композитор достиг единства многоплановой структуры евангельского текста, излагаемого речитативом, который по тонкости выразительных нюансов не уступает итальянской опере. Лирические арии и хоры на тексты, принадлежащие Пикандеру, протестантские хоралы а капелла и в сопровождении органа образуют три различных плана в раскрытии трагической идеи оратории.
С волнением воспринималось нарастание музыкального драматизма, размышление над идеей нравственной стойкости, самопожертвования.
Божественная музыка органично и драматично-фресково звучала в исполнении хора и оркестра. Стабильно, ровно, эмоционально пела «Думка». Возвышенно, нежно-лирично выстраивали инструментальные соло и ансамбли лидеры оркестра (правда, здесь не все было безукоризненно, например, у скрипок). Изысканно-легко играли духовые.
Не все удалось солистам-вокалистам, играющим ключевую роль. Наиболее близко к авторскому замыслу подошел тенор Сергей Бортник (центральная партия Евангелиста). Хотя в последней трети оратории он явно эмоционально и физически устал. Грузно звучал на верхах бас Евгений Орлов (Иисус). Больше удались отдельные реплики и арии басу Андрею Гонюкову (Иуда, Петр, Первосвященник, Пилат), сопрано Ольге Фомичевой и меццо-сопрано Марии Липинской. Сказался минимальный опыт исполнения барочной музыки — это общий недостаток выпускников наших вокальных кафедр.
Опытнейшему дирижеру Сиренко подвластны масштабные формы и стили. Но для воплощения их в жизнь мало лишь его чуткости и мастерства. Необходимы соответствующие исполнительские данные солистов – инструменталистов и вокалистов.
В западных консерваториях отдельно воспитываются солисты и артисты камерных ансамблей, а также оркестровые музыканты. Певцов обучают пению не только оперной, но также старинной и современной музыки. У нас же в основном вокалистов готовят исключительно к оперной карьере. Исполнение старинной и современной музыки не стоит на ступени престижности бельканто. Отсюда – трудности интерпретации иной, «не оперной», музыки.
Концерт на этой неделе уже не собрал столько публики. «Страсти по Марку» — произведение не хрестоматийное. Однако оратория воспринималась с большим интересом. Дирижер нашел собственный вариант интерпретации «Страстей по Марку»: повествование Евангелиста прочел Борис Лобода. Его речевая интонация была простой, строгой и душевной, без излишней театральности, выразительности и точно вписывалась в баховский контекст. Хор пел гибко. Особую роль, как и в первой оратории, играли партии органа (Валерий Михайлюк) и клавесина (Лиана Косович), отлично справившихся с задачей.
В первый вечер, длившийся с перерывом около трех часов, казалось, устали все — и исполнители, начавшие ярко, «за здравие», потом эмоционально и технически несколько сбавившие накал и вновь приободрившиеся к финалу, и зрители в душном зале. Зато премьерные «Страсти по Марку» оставили светлое, радостное впечатление. Наслаждаясь их пасторальностью, я подумала, что цикл всех «Страстей» — огромная баховская «симфония» — это жанр, дирижеру Владимиру Сиренко подвластный. Впереди – исполнение еще двух пассионов: 18 и 24 марта.