Музыка существовала и существует в обществе как одна из немногих составляющих его духовной культуры. Ее роль могла быть более или менее заметной, более или менее значительной, но не было таких эпох, когда бы ее голос замолкал. На протяжении всей истории культуры музыка совмещает различные функции. «Музыка, это интимное искусство, может быть также и искусством общественным; она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть также и порождением радости и даже легкомыслия... Она приспособляется к характеру всех времен и народов. Она - песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие». Так прекрасно сказал о ней Ромен Роллан.
Могучую силу многообразного воздействия музыки на людей заметили еще медики древности. «Музыкотерапия», к которой сейчас нередко прибегают врачи, описана Гиппократом, упоминается в египетских папирусах, мусульманских книгах, ее силу использовали средневековые целители. Уже мыслители древности писали об особой способности музыки передавать различные душевные состояния человека. Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена - от эпохи Аристотеля до наших дней.
Многовековый опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной музыкальной школы с большей настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, идеалов, т.е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
К сожалению, часто место музыки в воспитании детей, подростков занимает неустойчивую позицию. Основная заинтересованность молодого поколения сосредоточивается на легкой, развлекательной музыке, которая становится практически единственной слушаемой и вообще воспринимаемой. Такая несерьезность создает немалые трудности в области музыкального воспитания, ведет к снижению эстетического вкуса, обеднению духовной культуры. Однако нельзя сказать, что эта ситуация является характерной для Украины и особенно для Киева. В городе система детского эстетического воспитания была образована в 1924 г. открытием первой детской музыкальной школы. Сегодня - это гармонично слаженная сеть разнопрофильных детских учебных заведений: музыкальных, художественных, хореографических, театральных (всего 57). В этих школах обучается около 21,5 тыс. учеников, что составляет 7% количества учащихся
1-9-х классов общеобразовательных школ города.
В деятельности детских музыкальных заведений кроме обязательного учебного процесса немаловажное место занимают такие мероприятия, как городские концерты, конкурсы, фестивали, выставки. Двадцать восемь лет работает Киевская детская филармония, которая проводит ежегодно шесть концертов на самой престижной сцене Киева - в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины. Частым явлением в культурной жизни столицы стали необычные концерты-отчеты: творческие вечера преподавателей. Такие мероприятия восстанавливают и поднимают престиж работы педагога.
Вопрос о финансировании детских учебных заведений и ранее был актуальным. В условиях экономического кризиса он еще более тревожит. Большинство музыкальных школ сейчас расположено в мало приспособленных для работы помещениях, как правило, в жилых домах или классах общеобразовательных школ. Построенные в последние годы помещения перегружены в сравнении с проектными расчетами в два-три раза в связи с большим количеством желающих получить начальное музыкальное образование. Капитальные ремонты, строительство новых помещений требуют вложения немалых средств, которыми большинство школ, естественно, не располагает. Государство, конечно, оказывает финансовую поддержку, однако ее недостаточно, чтобы покрыть все необходимые расходы. Чаще всего средств, выделенных бюджетом, хватает лишь для оплаты коммунальных услуг. В результате систематического недофинансирования происходит внутренняя перестройка сети музыкальных школ. Некоторые из них вынуждены повысить плату за обучение, что даст возможность обеспечить заработную плату преподавателям. Из 21,5 тыс. учащихся, обучение которых осуществлялось посредством бюджетного финансирования, осталось 18,5, а три тысячи школьников должны платить за обучение самостоятельно.
Остается неразрешимой и, пожалуй, одной из самых серьезных проблема с музыкальными инструментами. На ремонт старых или приобретение новых средства не выделяются. Да и цены на них приличные, так что позволить себе заниматься на собственной скрипке, флейте, гитаре или другом инструменте по карману не каждому. Исключение, скорее всего, составляют те, кто планирует продолжить обучение в училище или консерватории, получая профессиональное музыкальное образование.
Выдающийся педагог В.Сухомлинский придавал большое значение художественному развитию детей. «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков, - писал он, - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души».
Эстетическое воспитание помогает детям воспринимать жизнь в лучших ее проявлениях. Через чистоту музыкальных звуков до них доносятся уличный шум, пение птиц, смех, разговоры.
Музыка способствует созданию их собственного видения жизни, доброго, полного любви, часто во многом отличного от взрослого восприятия. Эти юные таланты влюблены в мир своего искусства. Он живет внутри каждого и объединяет всех в бесконечном стремлении добиваться высоких результатов, а главное - в переполняющем их души и сердца желании играть, петь, танцевать, рисовать. Многочисленным соблазнам в виде компьютерных и телевизионных игр, всевозможной аудио- и видеоинформации учащиеся школ эстетического воспитания предпочитают мир звуков, красок, слов и движений, мир, который каждый день нужно познавать и завоевывать...