UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТИНЫ ВЕЧНЫЕ И СИЮМИНУТНЫЕ

Днями мне встретился старый знакомый — солист Киевской филармонии Владимир Миркотан, человек, живущий искусством, но главное, умеющий популизировать его среди молодежи...

Автор: Ярослав Минко

Днями мне встретился старый знакомый — солист Киевской филармонии Владимир Миркотан, человек, живущий искусством, но главное, умеющий популизировать его среди молодежи. Когда филармония, как и все учреждения культуры, оказалась на скудном пайке и зритель залов отхлынул на базары и рынки, он не опустил руки, как многие его коллеги, а сам начал искать меценатов, чтобы иметь возможность выступать со своей концертной группой перед молодежью с произведениями Лысенко, Бетховена, Моцарта, а также в школах-интернатах, где живут и учатся полуброшенные, полубольные и совсем больные дети. Его счастье не в деньгах, а в тех порой восхищенных аплодисментах, в той искренней благодарности, которой могут одарить только юные души, впервые познакомившиеся «живьем» с классической музыкой в таком исполнении.

На вопрос как дела, Владимир Миркотан с воодушевлением рассказал о том, что его концертная группа получила меценатскую финансовую поддержку от Фонда содействия развития искусств Украины, который выделил 40 миллионов карбованцев на обслуживание школ-интернатов, чернобыльских диспансеров и ветеранских госпиталей. На фоне вакханалии расточительства, когда большие деньги выбрасываются на дутую презентацию какой-нибудь лавчонки, на пошлые шоу, «шуточные» аукционы.

Не по газетам зная жизнь интернатских детей, я, откровенно говоря, был тронут благотворительным жестом Фонда и решил ближе познакомиться с его деятельностью. Очень скоро я открыл для себя и, уверен, это будет неожиданностью для многих, что, оказывается, именно эта благотворительная организация финансировала самые известные культурные проекты, с огромным успехом проводившиеся в Украине и приобретшие популярность в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них балетный конкурс имени С.Лифаря, конкурс юных пианистов имени В.Горовица, фестиваль «Таврійські ігри», эстрадный конкурс имени
В.Ивасюка, фестиваль украинской песни «Червона рута», фестиваль детской эстрады «Веселад», международный фестиваль «Славянский базар». И это лишь очень малая часть сделанного Фондом. При нем существует совет (и совсем не номинально), в который входят известнейшие деятели искусства и науки, государственные деятели и представители делового мира. При разработке проектов Фонд постоянно пользуется услугами многих экспертов и специалистов.

Хочется добавить, что и Всеукраинский театральный конкурс «Киевская пектораль», и нашумевшая премьера «Не бояться серого волка», вызвавшая очень противоречивые оценки, тоже финансировались Фондом, как и проведение вечера ансамбля танца имени П.Вирского, и открытие памятника гетману Мазепе в селе Мазепинцы, поддержка и выезд за границу для участия в фестивалях и конкурсах десятков исполнителей и самодеятельных художественных коллективов.

Особенно впечатляет то, что Фонд финансирует и те проекты, которые не приносят даже минимальной материальной отдачи, но являются символами возрождения украинской ментальности, интеллекта, утверждения, если хотите, государственности. Как писалось в отзыве на журнал «Хроника-2000», издаваемый под эгидой Фонда содействия искусств, если бы Украина могла бы во времена СССР издавать такой альманах, она предстала бы перед миром не провинцией России, а европейской нацией. И это совершенно справедливо, ибо издание свидетельствует о высоком мыслительном процессе прошлого и современности.

Всего с ноября 1994 года по апрель 1995 Фонд содействия развития искусств Украины финансировал частично или полностью более 40 крупных культурологических проектов, на осуществление которых выделено более 12 миллиардов карбованцев.

Анализируя проделанную Фондом работу, можно говорить о том, что в Украине вряд ли найдется другая благотворительная организация, которая за неполный год столько сделала для развития искусства в нашей стране.

С самого начала многие не поверили в искренность намерений Фонда, а кое-кто не преминул попробовать свести политические счеты с его руководителями. Говорилось об отмывании «партийно-комсомольских» денег, о якобы сомнительных деловых операциях и тому подобное. Если говорить откровенно, то лично я, да и многие из тех, кто любит искусство, были бы не против, чтобы «партийно-комсомольские» деньги пошли на развитие национальной культуры и искусства, или, например, на персональные пенсии выдающимся мастерам искусства и ежеквартальные, пусть скромные, доплаты ветеранам, как это уже делает Фонд. За время существования Фонда, говорит Анатолий Матвиенко, на культуру и благотворительность в общем Фонд выделил около 100 миллиардов карбованцев при оборотных средствах в 200 миллиардов, которые дают нам доход. Фонд не ориентирован ни на какую политическую силу, мы не делаем никаких политических заказов, о чем достаточно убедительно свидетельствует наша практика. В будущем мы планируем, в частности, осуществить ряд проектов для содействия развития классической музыкальной культуры — фестиваль юных скрипачей имени П.Столярского в Одессе, композиторов и исполнителей хоровой музыки имени М.Леонтовича, конкурс молодых оперных вокалистов имени С.Крушельницкой во Львове. Мы также приступили к работе над проектами восстановления недавно сожженной хаты родителей Т.Г.Шевченко в селе Моринцы и создания памятника Ярославу Мудрому в Киеве.

Но, к сожалению, не все так идеально, как представляется. С Владимиром Миркотаном Фонд подписал соглашение на 100 миллионов карбованцев, но он получил лишь сорок, после чего финансирование прекратилось в связи с отменой льгот благотворительным обществам, что серьезно сократило их доходы....