UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТИНА, КОТОРАЯ ГДЕ-ТО ТАМ

«Настоящая мудрость ищет мудрости». Д.Судзуки «Ум Дзен» авным-давно, когда наши далекие пращуры, г...

Автор: Алексей Ковжун

«Настоящая мудрость

ищет мудрости».

Д.Судзуки «Ум Дзен»

авным-давно, когда наши далекие пращуры, грязные, покрытые редкой шерстью, отягощенные радикулитом и артритом, бродили стаями по безбрежным равнинам планеты Земля - так называемое человечество одолевали проблемы простые и разрешимые. Где растут вкусные корешки? Какую самку завалить в кусты? Как разжечь и сохранить огонь? По мере развития человеческого общества вопросы усложнились, а по мере роста благосостояния появилось и время для размышления над ними. Вопросы эти не изменились по сию пору: кто мы? откуда мы? куда мы идем? Над ними, возможно, стоит поломать голову, если у вас выдался вечерок. Важно лишь не забыть - это вопросы не для ответа, а так - для размышления.

Шло время. У людей появилась манера записывать свои версии ответов на вечные вопросы. Обилие этих самых версий - из которых складывались вероучения и философские системы, - потребовало введения критерия истинности. По ходу дела этот самый критерий разросся до отдельной проблемы: что есть истина? ( Подразделяется на истину, Истину и ИСТИНУ - в зависимости от интонации, количества выпитого и прочих аспектов социокультурного контекста.)

«В одной из областей Индии запрещается вертеть веретено, когда вожди собираются на совет, чтобы обсуждение вопроса, подобно веретену, не вращалось по кругу до бесконечности».

Дж. Фрэзер «Золотая ветвь»

Следует заметить, что, несмотря на всеобщую озабоченность извечными проблемами, лишь небольшая часть людей занимается ими профессионально. Остальные выплавляют сталь, торгуют сигаретами и ковыряют землю (с маленькой буквы). Для них, для большинства, проблематика подается в развлекательной форме: телевидение, кино, газеты и рекламные объявления. По мере падения всеобщей грамотности телевизор становится главным советником, рассказчиком и собеседником, так сказать, «важнейшим из искусств». Телевидение показывает все - почти все, практически все, исключая разве что... Вместо многоточия каждый может подставить все что угодно, но - из этих недоговоренностей, небольшого зазора между реальностью и ее телеверсией, вырастают химеры и демоны, терзающие коллективное бессознательное.

«Ужас в любой момент может вторгнуться в стабильную, по видимости, застрахованную от опасностей жизнь, охраняемую лишь случайным стечением обстоятельств».

Георг Лукач «Животные должны умереть»

В так называемый век Просвещения - на деле чуть не самый кровавый и смутный век в истории - возникло философское течение позитивизма. Мир познаваем, утверждали наивные последователи позитивистской мысли. С помощью науки, рационального мышления и, конечно, упорного труда человечество сможет мало-помалу разрешить все возможные проблемы, в том числе социальные и психологические... Прогрессистский оптимизм, философской основой которого служил позитивизм, потерпел сокрушительное поражение во время первой мировой войны, когда технология и наука впервые были использованы в разрушительных целях. Именно тогда в массовом сознании укоренился страх. мистические секты росли как на дрожжах, предлагая свое объяснение мира и способы защиты от него. Вторая мировая война, вскрывшая оккультные корни нацизма, подорвала и этот миф. Дальше - больше. крах Советского Союза и социалистической империи разбил в пух и прах последний миф ХХ века - социальную справедливость, свет на востоке и прочую дребедень, столь близкую сердцу западного человека. Именно в такой тяжелый момент на подмогу несчастным прибывают - не супергерой, не Бэтмен и Супермен, а пара агентов ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли.

«Впервые со времен Шекспира намечается смычка массового вкуса с подлинным искусством».

Хертан Флегстад «Диалектический детектив»

Приведенная выше цитата относится не к «Секретным материалам», где действуют возможные спасители человечества Скалли и Малдер. Флегстад, серьезный философ, писал в криминальном романе - жанре, утрачивающем свою актуальность по мере упомянутого выше падения всеобщей грамотности. Место для частного детектива - мужественной одинокой фигуры в мятой шляпе, с трехдневной щетиной, перегаром и неистребимым зудом справедливости занимает разнополая пара, состоящая на государственной службе. История массовой культуры услужливо показывает нам как бы аналогичные - парные - примеры: Петька и Василий Иванович, Кастанеда и Дон Хуан, наконец, доктор Ватсон и Ш.Холмс. В чем же новизна этой пары героев?

Традиционная, литературная, дихотомия подразумевала одного героя умнее, а другого - глупее. Глупее среднего читателя. Пока Холмс - или дон Хуан - объяснял суть происходящего своему обстоятельному туповатому партнеру, даже самый умственно отсталый читатель начинал понимать суть дела. Но ни эта, ни другая традиционная схема (скажем, герой и его комический спутник) не подходит к «новым фэбээровцам». Похоже, их создателю - исполнительному продюсеру сериала Крису Картеру удалось невозможное - создать принципиально новый тип героя.

«Приспосабливаясь к разнообразию окружающего мира, человеческий разум взял на вооружение две когнитивные процедуры - интуитивное восприятие и интелектуальный анализ».

Рудольф Арнхейм «Объективные перцепты»

В отличие от медицины вообще, патологическая анатомия - тонкая наука: всегда можно установить, от чего умер больной ( в судебной медицине - жертва). Сделав агента Скалли специалистом в этой области человеческого знания, Крис картер четко указал, кто в тандеме Малдер-Скалли будет заниматься анализом. Именно она - Дана Скалли - поверяет алгеброй гармонию, проявляет здоровый скептицизм и переводит буйную реальность на язык цифр, отчетов и научных наблюдений. Свойственная женскому началу (надеюсь, феминистки не обидятся) мягкость, мечтательность и некоторая сентиментальность не дают Скалли превратиться в ученого сухаря, этакий синий чулок. Уравновешивая своим рациональным подходом паранормальные подозрения Малдера, Дана тем не менее оказывается готовой поверить в чудо - в эпизоде с Антихристом, которого, конечно же, наши герои победили. Кстати говоря, традиционные киношные финалы - враг побежден, все рыдают, музыка и титры - в «Секретных материалах» практически отсутствуют. Обычно к концу 45-минутного эпизода все еще более запутано, чем в начале. Истину, вернее, ее краешек, вернее, намек на него, угадывает - скорее, подозревает лишь Фокс Малдер - воплощение интуитивного восприятия. Только агрессивность, страсть к бейсболу и ученая степень по психологии удерживают его на грани мнительности и мономании. Да, и еще личный мотив - инопланетяне, или спецслужбы, или еще черт знает кто - похитили его сестру. Это ведь все-таки телесериал...

Ученик: «В чем суть буддизма?»

Мастер: «Пока не постигнешь, не поймешь»

Дай Чень, четвертый патриарх дзен.

В отличие от предыдущих эпиграфов, долженствующих отправлять читателя к иному, метафизическому, прочтению текста, последний, приведенный выше, является своего рода стрелкой - указателем. И потому строки, следующие за ним, лишь поясняют направление этой стрелки - в иную медиа-видео, ибо, перефразируя почтенного Дай Ченя, пока не посмотришь - не увидишь.