UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСКУССТВО В «ШОПЕ»

Только с иронией следует воспринимать вопли о засилье чужой культуры на нашей территории. Никакой беды в таком вторжении нет...

Автор: Олег Козак

Только с иронией следует воспринимать вопли о засилье чужой культуры на нашей территории. Никакой беды в таком вторжении нет. Наоборот, надлежит радостно приветствовать и включать зеленый свет на всех направлениях, откуда возможно прибытие хоть толики из созданного землянами. Печально, но то, что агрессивно, даже без позволения врывается в поле нашего зрения, наш слух, наш мозг и душу, и никакого отношения к термину «культура» не имеет. Пожалуй, еще хуже, что на борьбу с ненашей некультурой мы поднимаем не менее разрушительную нашу некультуру. Надежда на то, что одноименные заряды отталкиваются, — иллюзия, они начинают жить в гармоничном союзе паразитов.

К счастью, выставка народного художника России Валентина Сидорова «На теплой земле» — образец умного и настоящего искусства. Возможно, какой-то элемент пропаганды организаторы и закладывали в создаваемую экспозицию, но разве плохо, что все работы художник посвящает родной российской глубинке? Все, присущее этой стране, наличествует в его холстах: деревянные избушки, березы, реки, поля, перекрестки дорог. Много работ композиционно совсем одинаковы, меняются лишь изображаемые времена года, кажется, что мольберт художника вкопан в землю или прибит гвоздями к полу перед окном его «избы». Не знаю, сознательно или подсознательно, но художник показывает свой мир статичным, ощущение такое, что время в нем давно остановилось. И даже тучи на небе никуда уже не летят. И, удивительное дело, очень трудно, не прочитав подпись под картиной, определить, к какому периоду — раннему или позднему — они относятся. Создается впечатление, что художник чуть ли не с пеленок научился мастерски владеть кистью и... остановился в своем поиске. Впрочем, это субъективное суждение. Плачут же американцы над мелодиями своей кантри-музыки, а у меня она не вызывает никаких эмоций.

Выставка черкасчанина Александра Найдена «Брутт, артт» (вторые буквы «т» на афише перечеркнуты, что это означает, мне неизвестно) в «Галерее, 36». Это нужно уметь, родившись в 1937 году, став доктором искусствоведения и членом Союза художников, сохранить в себе чувство и мировосприятие оскорбленного и испуганного страшным косматым миром ребенка. Можно подумать, что художник взял кисть в руки незадолго перед выставкой. Эдакая «мункивщина» — немой крик. (Говорят, что работами ван Гога ограждали курятники.)

Александр Найден рисует на каких-то совершенно паршивых обрывках гофрокартона. Возможно, название выставки перекликается с текстом «брутто», как пишут на ящиках рядом с «нетто». И все же художнику следовало бы выбрать более долговечный материал для подосновы своей живописи. Не стоит так скептически смотреть на проблему вечности.

Галерея «Триптих» выставляет работы из запасников. Пожалуй, одна из наибольших бед, существующих в нашем искусстве, это запасники. От каморок, подвалов, закутков, чердаков, захламленных кипами произведений искусства, страдают и художники, и галерейщики, и обычные смертные — зрители, ценители искусства. По правде говоря, меня уже несколько передергивает от постоянных выступлений отцов города, которые, захлебываясь от счастья, докладывают, что в скором времени в Киеве будет выкопан очередной «большой погреб», забитый бутиками, шопами, маркетами, бистро. И хоть бы какая-нибудь надежда на музей современного искусства или хотя бы новую светленькую галерейку. Мировой опыт убеждает: музейно-галерейное дело — не тот бизнес, где можно надежно и беспроблемно грести лопатой прибыли. Точнее — организаторы почти всегда будут в финансовых минусах. Но ведь существуют же такие, не всегда греховные черты человеческого характера, как честолюбие, стремление к престижу, славе. Удивляюсь, что в Украине еще не нашлось человека, который бы, попыхивая сигарой под тропическим солнцем какого-нибудь Гонолулу, так себе, между прочим, сообщил своим коллегам-магнатам: «Я тут центр культуры на моей родине отгрохал — круче, чем у Соломона Гугенхейма...»

Но пока это счастье нас не придавило, забегите на минутку на Андреевский, взгляните на работы Анны Гедоры, Игоря Горина, Андрея Блудова, Александра Животкова, Матвея Вайсберга, Эдуарда Бельского, Сергея Гая. Выставка закончится, холсты смахнут слезу и снова скроются в дремотных каморках.

Когда Дагерр придумал фотографию, она требовала максимальных технологических усилий и времени на создание фотоотпечатков, почти эквивалентного классической живописи. Период относительной технологической простоты и стагнации «леек» и «федов» завершился с поголовной компьютеризацией, колоризацией. Почти исчезли задушенные фотосервисами черно-белые фотографы-алхимики. Но современные технологии подарили новые возможности в воплощении своих идей фотохудожникам.

Галерея «Карась» презентует проект Игоря Карпенко «01» в жанре хепенинг с хеппи-эндом. Люди, огонь, динамика. Пламя, как и вода, способно вдохнуть жизнь в самую статичную композицию. Фотоработы очень цветные и очень большие. Первопроходцы со своими камерами-обскурами о таком и не мечтали.

Там же фотоупражнения StereoCat Александра Друганова. Стереофото снято стереофотоаппаратом. Изобретение еще позапрошлостолетнее, но все равно любопытно. Название говорит правду — в экспозиции присутствуют китайские механические котики и в фотоварианте, и в реальности.

Интересное соединение взглядов на мир в выставке «Архитектура земли». На фотоработах Константина Кудина — структуры оконных сот, ступени, дерево, бетон, металл, стекло. Фрагменты архитектуры Берлина, Ганновера, Киева. Рядом — панорамные снимки Каневщины Барбары Лесинской. Фотоаппарат «Горизонт», выхватывающий 180° из возможных 360°. Небо, Днепр, кручи, тучи. Удивительный контраст и единство индустриального и настоящего мира.

Пятнадцатилетие со времени основания факультета графического дизайна Украинской академии искусств и архитектуры было отмечено чудеснейшей выставкой «Маэстро и ученики» в галерее «Лавра». Профессор Виталий Шостя, его ассистенты и ученики демонстрировали свои достижения в области графики, плаката, образцах фирменного стиля, календарей, упаковок, в разработке шрифтов. Очень хорошо, что в этом секторе искусства, очень привязанном к технологиям, прихотям заказчиков, уже есть отличные мастера, умеющие оставаться свободными в своем творчестве. Дополнительный колорит и юмор придали выставке так называемые инсталляции, неутилитарные упражнения с материалами, формами, цветом. Было бы очень полезно разнообразнейшим полуграмотным авангардистам-любителям, которые кишат сейчас и в наших, и в зарубежных галереях, посмотреть, как работают профессионалы. Аксиомой остается то, что единственный путь к успеху в искусстве — это талант, умноженный на труд. А если перед глазами молодых есть образец в виде мастера-учителя, к уровню которого хочется допрыгнуть и даже превзойти его, то результат почти гарантирован. Гениальность в супермаркете не купишь. Но, возможно, придет время, когда работы гениев можно будет приобрести в любом «шопе». Честное слово, они совсем не оскорбятся. Ведь они живут для того, чтобы делать мир прекрасным.