UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСКУССТВО СОЗДАВАТЬ МИРЫ

На кинофестивале «Молодость» были представлены анимационные фильмы различных стран, тем и техник...

Автор: Богдана Працюк

На кинофестивале «Молодость» были представлены анимационные фильмы различных стран, тем и техник. Тут были продемонстрированы фильмы из Украины, России, Дании, Норвегии, Франции, Австрии, Бельгии и Финляндии. Темы - от семейных проблем до абсурда. «Однажды в моем животе появился человек», - так начинается французский фильм «Однажды» (режиссер Мари Пакку). Подвижная черно-белая графика демонстрирует невиданное явление - женщину, из живота которой торчит чья-то голова, а из спины - ноги. Человек живет в ней, не создавая ни шума, ни проблем. А потом вдруг уходит. И в темном силуэте на фоне окна зияет круглая дыра - целый мир, в котором он жил. Пастельным, с пульсирующим изображением предметов и существ, необычайно динамичным с обилием сложных ассоциаций предстал зрителям «Бал минотавра» (Франция, режиссер Лоренцо Ресио). Режиссер Даниэль Виро (Люксембург) в фильме «Хрупкость» сумел придать твердым предметам гибкость и подвижность. Остроумным решением сюжетной канвы зрителей позабавили фильмы «Поцелуи жабы» (Италия) и «Отец» (Япония). Смена солнечных и дождливых дней рождает снег, а тот кто поцелует жабу, не обязательно обзаведется красавицей-принцессой - все может случиться и наоборот.

Был здесь и фильм, напоминающий о начале мультипликации - «Спираль» Владислава Белоусова, снятый на негативную пленку без звуковой дорожки. Музыка бы этому фильму не помешала. Опыт работы с компьютером продемонстрировали Анна Коць и Виктор Довгалюк в фильме «360» бью». С точки зрения графических техник и вариантов движения интересен фильм Степы Коваля «Z-Z-Z». Сюжет не нов: человек гоняется за мухой. Но решение этого процесса отмечено многообразием техник и ракурсов. По словам автора, это не рассказ о техниках, но вариации на тему, а он использовал все возможные варианты из графических.

Хорошей анимацией в классическом понимании стали фильмы двух сестер Ильменских: «Cafейная гуща» (Александра) и «Уик'енd» (Евгения). В работе Александры Ильменской возможность несостоявшегося опредмечена в образе двоих, встретившихся в кафе, но так и не заговоривших, меж тем как их двойники, возникшие из кофейной гущи, общаются, танцуют, любят друг друга. Человечностью и душевной теплотой поражает фильм Евгении Ильменской. История о кошке и собаке зародилась из рисунка, где мальчик стоит, одной рукой обнимая очаровательного длинноухого пса, а другой держится за руку мамы. Она стала рассказом о том, как исконная взаимная неприязнь собаки и кошки через страдание переросла в дружбу, о доброте, любви и прощении. В фильме была использована музыка, написанная уже после окончания основной работы над ним: звучат фортепиано и скрипка, соединенные с голосами природы и детским смехом. Евгения практически самостоятельно нарисовала весь 6-минутный мультфильм. Это немалый труд.

Мультипликация - искусство, требующее пристального внимания к себе как со стороны создателей фильмов, так и со стороны публики. Будем надеяться, что коммерция и экономические неурядицы не помешают возникновению фильмов, обладающих высокими художественными качествами и являющимися уделом мастерства.