UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСКУССТВО — ВЕЩЬ ЖЕСТОКАЯ

Некоторые впечатления из заседания коллегии Министерства культуры и искусств Среди тем, обсуждав...

Автор: Ярослав Минко

Некоторые впечатления из заседания коллегии Министерства культуры и искусств

Среди тем, обсуждавшихся на собрании руководителей ведомства, касающихся творчества и его критериев, был вопрос о государственном заказе на произведения изобразительного, музыкального и драматического искусства, их приобретения и сценического воплощения. Очевидно, на эту тему в последний раз говорилось года два тому назад, потому именно приблизительно за этот период отчитывались руководители отраслевых коллегий. И это свидетельствует о том, что, к сожалению, проблема содействия творчеству художников пока не занимает должного места в деятельности министерства. Как и пять, и десять лет назад главным в его работе являются организационные и экономические вопросы, проблемы строительства и специального образования, распределение средств и контроль за их использованием - и это очень важно, но, по моему мнению, не менее важно создавать условия для интенсивного творчества. Совсем недавно к названию министерства прибавилось слово «искусство», и это обязывает. Кроме того, новые экономические условия предполагают внедрение рыночных механизмов даже в творческие процессы в форме соревновательности, конкурентоспособности и повышенного мастерства. Обеспечивают ли эти требования деятельность коллегий по изобразительному искусству, музыке и драматургии?

В отчете коллегии по изобразительному искусству говорится, в частности, что на сегодняшний день по госзаказу и с выставок закуплено 164 картины и все они получили высокую оценку экспертной комиссии. нет сомнения, что эти работы выполнены профессионально, но являются ли они произведениями хотя бы выше среднего уровня или выдающимися? Да, речь должна идти именно о произведениях экстраординарных, ибо Украина богата настоящими большими талантами. И не случайно, когда министр Дмитрий Остапенко спросил, какие произведения могут представлять Украину на международной арене, не было сказано ни об одном конкретном названии картины или скульптуры.

Руководитель коллегии по изобразительному искусству (я намерено не называю фамилий, потому что дело, мне кажется, не в них, а в старой системе) признался, причем с предчувствием, что его простят, о том, что в прошлом году были приобретены картины, так сказать, неоднозначного качества, авторами которых являются художники - участники боевых действий в ВОВ, дабы таким образом отметить 50-летие Победы над германским фашизмом и материально поддержать ветеранов. То, что это является нарушением принципа, никого особенно не волновало, ибо помощь ветеранам считается богоугодным делом, хотя, мне кажется, если министерство культуры и искусств хочет заниматься собесовскими делами, оно должно ввести особую статью расходов, а не делать это за счет чрезвычайно скудных средств, предназначенных для развития искусства.

Схожее положение и в коллегии по музыке. За отчетный период закуплено 212 произведений, в частности созданы 4 оперы. И снова в творческие вопросы вплетаются мотивы соцобеспечения композиторов, акцентировалось, что для них существует только один источник финансовой поддержки - заказы и закупки министерства. Руководитель коллегии настаивал, что ситуация крайне угрожающа, поскольку лишенный поддержки «композитор не может планировать написание крупных произведений...»

Отбирает произведения такая же экспертная комиссия, которая также не лишена, очевидно, желания помочь бедственному материальному положению композиторов, что, конечно, сказывается на уровне музыки. Композиторов у нас много, более или менее известных можно пересчитать на пальцах. И не надо было спрашивать, написаны ли в последнее время крупные музыкальные произведения международного класса.

Все бы так и закончилось в благостном томлении от сознания помощи нуждающимся, если бы не сногсшибательное предложение вводить в практику «государственное продюсерство». Идея была настолько необычна, если взять во внимание жалобы на отсутствие денег, что присутствующие были несколько озадачены - как это? Но когда были получены объяснения - заказ произведения, обеспечение музыкального коллектива для исполнения, - все были разочарованы, ибо эта формула означала то, что делалось пять и десять лет тому назад, то есть госзаказ.

Судя по отчету коллегии по драматургии, дела в этой области идут вроде бы хорошо. Только за прошлый год закуплено 30 драматических произведений. Это огромное количество пьес, и если бы все они были на достаточно хорошем уровне, то театры Украины были бы обеспечены репертуаром на несколько лет. К сожалению, на слуху только одно название - «Колискова для Лесі» Катерины Демчук. В этом году получил премию имени Котляревского в области драматургии Ярослав Стельмах за две пьесы для детей. На вопрос министра о том, что достойного создано для «взрослых» театров, руководитель коллегии по драматургии не без скрытого удовольствия сообщил, что 15 пьес одного солидного драматурга сегодня поставлены в 11 театрах. Правда, начальник управления театров Ростислав Коломиец сделал существенную поправку о том, что пьесы упомянутого писателя ставятся потому, что они удобны для выездных спектаклей на клубных сценах, а не в силу их высоких художественных достоинств. Он выразил мнение, что в Украине «есть талантливые молодые драматурги и здесь, по-моему, тот случай, когда надо вкладывать деньги, не рассчитывая на сиюминутный успех, и тогда завтра мы будем иметь... полтора настоящих драматургов».

Он совершенно прав насчет «полтора настоящих драматургов», хорошая пьеса - штучный товар. В знаменитой повести Вольтера есть такой диалог:

- Сколько пьес во французском театре? - спросил Кандид.

- Пять или шесть тысяч.

- Это много. А сколько из них хороших?

- Пятнадцать или шестнадцать, - ответил аббат. - Это много.

Как бы заключая тему госзаказов и приобретения художественных произведений, Дмитрий Остапенко сказал, что министерство, вкладывая деньги, часто не предвидит результатов, что надо искать союзников, которые были бы заинтересованы в осуществлении того или иного проекта, взяв часть финансирования на себя. В современных экономических условиях другого выхода просто нет.

Сегодня не существует, употребляя модный термин, механизма перехода к новым отношениям и, как сказал один из членов коллегии министерства, новых существенных моментов в критериях. Для этого, очевидно, необходимо изменить структуру взаимоотношений с авторами, где главенствующим должно быть высокое искусство и достойные гонорары.

Если говорить всерьез о настоящей художественности и конкурентоспособности, мне кажется, нет иного пути, как постоянные ежегодные всеукраинские конкурсы по музыке, драматургии и изобразительному искусству, которые должно оценивать жюри, также ежегодно назначаемое Министерством культуры и искусств. Это намного бы уменьшило влияние субъективных факторов, казенности и групповщины. Вместо распределения скудных средств, так сказать, по капельке на выживание (в таких условиях нечего ожидать хороших результатов), не лучше ли саккумулировать их на три-четыре крупные суммы для победителей конкурсов в каждом жанре, обеспечить им за счет министерства и спонсоров сценическую постановку, публичное исполнение или персональную выставку?

Конечно, возможны, как говорится, и другие варианты. Но надо всегда помнить, что государство никогда не будет финансировать искусство в достаточной мере. По своей природе оно всегда стремится сократить расходы бюджетных отраслей, ибо их увеличение всегда грозит инфляцией. Социалистическая же система, которую мы имели в недалеком прошлом, обеспечивая членов творческих союзов хлебом и дешевой колбасой, грозит полной цензурой и жестоким идеологическим контролем, поощрением серости и казенности. Поэтому надо искать новые пути.