UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСКАТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО ЗНАЕТ ГДЕ ЕЕ ИСКАТЬ

Где ее только не искали! Чего только о ней не писали! И что же? На сегодняшний день мы имеем два взаимоисключающих мнения о библиотеке Ярослава Мудрого...

Автор: Борис Чечнев

Где ее только не искали! Чего только о ней не писали! И что же? На сегодняшний день мы имеем два взаимоисключающих мнения о библиотеке Ярослава Мудрого. Одни утверждают, что это не более чем миф, замешанный на народной молве и преданиях старины глубокой, другие говорят о ней как о реальном историческом факте, имеющем место быть не только во времена Ярослава, прозванного мудрым, а и в нашем сегодняшнем дне. Ее только нужно упорно искать и... сказано же ведь было, убеждают они, «ищите и обрящете». И они ищут присутствие ее в древних храмах, монастырях, частных коллекциях.

На горизонте обозначилась фигура одного из тайных искателей древней библиотеки, который похоже знает, где ее следует искать на самом деле. Давайте внимательно присмотримся к этому необычному искателю. Во всяком случае председатель Верховной Рады Украины Александр Ткаченко своим недавним распоряжением подтвердил, что доктор социологии, заведующий отделом информационно-библиотечного обеспечения секретариата Верховной Рады Украины (функционально - библиотека Верховной Рады Украины) Эдуард Афонин заслуживает того.

- Вместе с собственной армией и казной библиотека с давнего времени считалась своеобразным элементом государственности. Какие функции возлагаются на этот важный институт в нашу эпоху информатизации?

- Библиотека, как старинный социальный институт, на долгом пути своего развития достаточно органически соединилась с такими фундаментальными социальными институтами, как образование, наука, культура. С давних времен книга (Библия) и слово (информация) составляют предмет деятельности библиотеки и поэтому она по сути есть институтом общественной памяти. Ее наипервейшим, внешне малоприметным функциональным заданием становится непростая работа по сохранению, упорядочению (классификации) и организации оперативного и эффективного доступа к кладовым этой памяти разных групп населения. В современных условиях информационного взрыва и стремительного увеличения спроса на информацию, исполнение этих функций на старых кадровых и технологических принципах становится все более проблематичным. Особенно это ощущается в странах с переходной экономикой, в которых развитие библиотечного дела отстает почти на четверть столетия не только по техническим параметрам, но и по уровню профессиональной подготовки кадров. Именно традиционные библиотечные функции волнуют нас сейчас более всего. Формирование же новых функций связано с освоением библиотекой новых электронных (точнее мультимедийных) средств.

Все сказанное в полной мере относится к библиотекам, которые обслуживают законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, государственное управление и местное самоуправление. Предметом особенного внимания среди них должна стать парламентская библиотека, исторические традиции которой тесно связаны с библиотекой Ярослава Мудрого и «Словом о Законе и Благодати» (1051-1054) - первым своеобразным «аналитико-правовым документом», в котором речь идет о соотношении норм морали и права, законов божественного и земного. Очевидно, что главной задачей современной парламентской библиотеки должно стать информационно-библиотечное обеспечение законотворческих процессов, контрольной и установочной функции представительского органа державы.

Мы подхватили в свое время инициативу народного депутата Украины тринадцатого созыва Владислава Носова - отдел начал создание корпоративной (при участии министерств и ведомств, народных депутатов и отдела межпарламентских связей секретариата Верховной Рады Украины, американской программы содействия парламенту Украины и других участников) коллекции переводов нормативно-правовых актов и аналитико-правовых документов. Уже сейчас бумажная часть этой коллекции состоит приблизительно из 700 документов. На днях должна открыться электронная часть коллекции, которая состоит из 400 полнотекстовых документов, доступных для использования через глобальную сеть Internet (адрес - https://www.rada.kiev.ua/LIBRARY/index. htm). Через эту сеть пользователи могут ознакомиться с материалами своеобразных библиотечных мониторингов «Библиографические показатели актуальных проблем законотворчества», «Политики и политика Украины в зеркале периодических изданий», данными архивов опросов общественного мнения в Украине библиографического справочника «Парламентские выборы'98», а скоро и с полнотекстовыми исследовательскими материалами научно-аналитического управления парламента. Словом, это открытая система электронного информационно-библиотечного ресурса. Дальнейшее направление уже исследовательской части нашей работы - реализация проекта ЭЛИБР - составляющей национальной программы информатизации Украины, которая была принята Верховной Радой Украины в феврале 1998 года. Проектом предусмотрено создание электронного информационно-библиотечного ресурса (коротко - ЭЛИБР) для органов власти и управления в центре и на местах.

- Это, наверное, уже то, что не должно кануть в лету, как библиотека Ярослава Мудрого?

- Я, собственно, и не считаю, что библиотека Ярослава Мудрого канула в лету.

- Вот как! А где же она в таком случае?

- Те информационно-библиотечные системы, структуры, институты, которые обеспечивают сегодня функционирование разных ветвей власти в Украине, будь то библиотека администрации Президента, Кабинета министров, Конституционного, Верховного, Арбитражного судов, Верховной Рады, - составляющие части того, что когда-то было основано Ярославом Мудрым как библиотека. Естественно, с тех времен было много чего утрачено, но за это время и сделано было немало.

То есть библиотека Ярослава Мудрого не только не утеряна, она растет, развивается, функционирует. Так что ЭЛИБР - это так сказать современное состояние развития библиотеки Ярослава Мудрого.

- В таком случае может быть ваш этот ЭЛИБР так и назвать - «Библиотека Ярослава Мудрого»?

- Очень интересное предложение. Я согласен, и даже обещаю передать его другим участникам проекта, среди которых Национальная парламентская библиотека Украины, Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернандского, областные универсальные научные библиотеки Украины...

- Эдуард Андреевич, вы были помощником бывшего председателя Верховной Рады Украины и оставили его задолго до того времени, как закончились полномочия Александра Александровича. В чем причина вашей тогдашней отставки? Сейчас, наверное, можно об этом говорить?

- Считаю, что мне еще рано писать мемуары. Ну, а если честно, то как об этом говорят, я не вписался в команду. Точнее, в те отношения, которые царили в то время в ближайшем окружении Александра Александровича. Ситуация того времени толкала меня то на роль Дон Кихота, то на роль Санчо Пансы, то на роль Гамлета. Но я решил остаться самим собой, и вот, как видите, выбрал и ушел на запасной аэродром.

- Если это для вас запасной аэродром, то где-то должен быть и основной. Это секрет?

- Никакого секрета здесь нет. Мой основной аэродром - моя семья.

- Я говорю о профессиональном месте человека, которому удивительным образом удалось соединить в себе функции исследователя и чиновника в стенах высшего законодательного органа Украины.

- Я придерживаюсь мудрой народной пословицы «Не лезь поперед батька». Ну, а если серьезно, то Верховная Рада Украины, включая аппарат, - целостный живой организм, со своими органами, фунциями, «железами внутренней секреции» и так далее. И в нем все должно гармонично функционировать как единое целое. При перераспределении функций и адаптации различных органов к новым условиям функционирования все должно быть подчинено целям и задачам выживания этого нового целого.

- Вы являетесь украинским корреспондентом Европейского центра парламентских исследований и документизации. Вы еще и журналист?

- В этом случае под корреспондентом подразумевается не журналистский статус, а коммуникативный, посреднический, представительский в отношениях между украинским парламентом и названным вами Европейским центром, - очень важным институтом европейской демократии, который взял на себя инициативу помогать общеинформационному обмену между парламентами, проведению сравнительных исследований и созданию условий для эффективной взаимосвязи между парламентскими библиотеками и исследовательскими структурами по вопросам документации и баз данных.

- Летом 1998 г. вы были участником конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA) в Амстердаме.

- Меня поразило массовое действо во время завершения первого дня пленарных заседаний. Представьте себе зал, в котором более чем 3000 полномочных представителей из 114 стран как дети перебрасывают друг другу сотни цветных клубков голландской шерсти. Это символизировало международные глобальные сети Интернет, которые сейчас динамично осваивает человечество. Действительно, я почувствовал себя в тот момент участником информационного общества.

- Вы как исследователь имеете достаточно необычное хобби. Опираясь на реальные психологические и социологические исследования, в ходе которых в контекст вопросов к респондентам вплетаются вопросы о любимых цветах человека, вы каким-то образом можете определить не просто тип личности, способности, возможности, потенции опрошенных, а можете выявить подобные характеристики для общества в целом... Каким образом это возможно?

- Это сравнительно новое направление в мировой социологии. Но, как и все новое, это хорошо (возможно, все-таки не очень хорошо) забытое старое. Могу сказать, что все это не мистика, а наука, которая позволяет определить степень эмоционального напряжения в обществе, замаскированные (латентные) тенденции и возможную динамику развития исследуемого сообщества.

- Вы являетесь президентом Украинского общества содействия социальным инновациям. Одна из его задач - разработка собственной концепции государственной безопасности. В чем состоит ее отличие от общегосударственной?

- В основе концептуального подхода - первоочередное внимание к тому, что можно определить как дух нации. Мы считаем, что без гармонизации духовного начала с экономическими, политическими и другими составляющими нашего бытия нельзя говорить о национальной безопасности. Скорее всего тут можно и нужно говорить об экологии души.

Мы исходим из того, что духовная традиция, которая предстает как система духовных ценностей нации, общества, государства, является основой развития нации. Во время переломных моментов истории, когда истощены материальные, физические ресурсы, нация обращается к духу своих предков, к урокам их опыта выживания - к нематериальным ресурсам.

Этим нематериальным ресурсам мы дали условное образное определение - «Духовный посох нации» и в будущем планируем провести международную конференцию с одноименным названием, пригласив на нее представителей разных религиозных конфессий и духовных традиций.

Украина сейчас более всего нуждается в новой идеологии и методологии стратегического планирования, но при этом речь должна идти не просто об изменении интеллектуальной парадигмы, а о переходе к собственно духовному творчеству нации. А это принципиально новый уровень культуры и мировоззрения общества.

Если совсем кратко, то в основе нашей концепции лежит идея рекреации - возрождения основных жизненных функций нашего национального организма. Рекреация - это восстановление после периода болезни, это возрождение атрофированных, истощенных органов и жизненных функций социального организма, нации, государства. Возрождение на основе инновационной деятельности.

- Куда устремлены ваши мысли, желания, надежды?

- На краю Украины есть такая местность, которую древние маги назвали бы «местом силы», - так они определяют места, которые наделены особенной привлекательной энергетикой. Собственно так и случилось, что когда представители 140 стран-участниц конференции по духовному развитию, которая проходила под эгидой ООН в Крыму в 1995 году, приняли решение считать это место в Крыму (Партенит, бывшее Фрунзенское) местом планетарного духовного возрождения. Насколько мне известно, и Президент Украины имеет слабость свои дни рождения праздновать именно тут. Тянет сюда людей.

Сейчас Украинское общество содействия социальным инновациям думает над тем, как бы именно в этом «месте силы», у подножия священной, как свидетельствуют легенды, горы Аю Даг, основать при содействии благотворительных фондов Евразийский духовный центр, к которому бы потянулись представители разных религиозных учреждений и духовных традиций. Представители многих из них стояли у истоков войн и военных конфликтов. Вот мы и решили не ждать сложа руки осуществления грозных пророчеств, которые касаются конца ХХ столетия, а высказать свою волю. Мы решились на духовное соединение людей, разделенных границами, традициями и обычаями.

- С чем бы вы сравнили ситуацию, которую сейчас переживает Украина?

- Мне вспоминается в связи с ситуацией, в которой оказалось человечество в конце ХХ столетия, фигура древнегреческого морского путешественника (она описана у Мишеля Монтеня в «Опытах»), который оказался посреди моря в шторм. Осознавая, что от него мало зависит, что он не может противостоять штормовой стихии, путешественник кричит: «Зевс! Я знаю, что в твоей власти погубить меня или помиловать, но я буду крепко держать свой руль». И если история сохранила и донесла до нас слова этого одинокого морского путешественника, значит Зевс его помиловал. Так что передайте читателям жизненный урок этого мореплавателя, пусть он их вдохновит и поддержит в сегодняшнем нашем штормовом бытии.

- Надеюсь, что все это будет именно так!